Pages:     | 1 |   ...   | 2 | 3 ||

«МИХЕЕВ В. С. МЕДИЦИНСКАЯ БИОЛОГИЯ И ГЕНЕТИКА КЛЕТКИ ЧАСТЬ 1 ПОВЕРХНОСТНЫЙ АППАРАТ КЛЕТКИ Содержание: 1. Введение 2. Общая характеристика клетки 3. Структура и функции ...»

Кроме того обнаружены особые протеинкиназы - киназы рецепторов, которые активируются диссоциированными С, т.е. передача сигнала в данной РСС подавляется через определенное время одним из собственных элементов этой РСС. В этом случае десентизация рецепторов осуществляется по механизму отрицательной обратной связи. Вторым путем десентизации рецепторов может быть их эндоцитоз после взаимодействия с сигналом и внутриклеточное расщепление в лизосомах.

В некоторых РСС рецепторы оказываются чувствительными к регуляторным белкам арестинам, которые присоединяются к трансдукторному домену рецептора и препятствуют передаче сигнала на ГСБ. ВП и гетерологичные протеинкиназы могут изменять конформацию и активность ГСБ, ГОБ, ГАБ и ключевых ферментов, что также является элементом регуляции действия РСС.

Сложность работы РСС всей клетки определяется еще двумя обстоятельствами. Во-первых, одну и ту же конкретную РСС можно активировать разными сигналами. Это определяется существованием рецепторов, специфичных к разным сигналам, но имеющих трансдукторные домены, взаимодействующие с одинаковыми ГСБ. Благодаря этому в разных по функциям клетках такие рецепторы активируют функции одинаковых ключевых ферментов.

Более того, если подобные рецепторы имеются в составе ПА одной клетки, создается возможность дублирования определенного ответа с помощью разных сигналов.

В частности, аденилатциклазная РСС может активироваться адреналином, адренокортикотропином, липотропином, кальцитонином, глюкагоном. Фосфатидилинозитоловая РСС аналогично реагирует на адреналин, ацетилхолин, гасгрин, вазопрессин (АДГ).

Во-вторых, известны рецепторы, имеющие одинаковую специфичность, но разные трансдукторные домены, т.е. взаимодействующие с различными ГСБ.

Вследствие этого, один и тот же сигнал может активировать разные РСС.

Так, адреналин через один тип рецепторов (l-рецепторы) активирует фосфатидилинозитоловую РСС, а через другой (-рецепторы) - аденилатциклазную. Существует и третий тин адренэргических рецепторов (2-рецепторы), посредством которых адреналин подавляет активность аденилатциклазной РСС.

Таким образом, разнообразие рецепторов позволяет клетке тонко регулировать свои ответы на внеклеточные стимулы, что необходимо для сохранения гомеостаза в изменчивых условиях существования. При этом важно и то, что одинаковый сигнал, запускающий активность определенной РСС, может реализоваться по-разному в клетках, выполняющих специализированные функции. Такие клетки различаются по набору внутриклеточных белков, поэтому изменение их функций (например, фосфорилирование с помощью протеинкиназы) вызывает и специфичный для данной клетки ответ на стимул.

Знание механизмов осуществления рецепторно-сигнальной функции имеет принципиальное значение для медицины. Известно огромное количество болезней, включая наследственные, причиной которых являются дефекты конкретных РСС. При этом различные аномалии одной и той же РСС, как правило, проявляются одинаково, но требуют различных методов лечения.

У человека причиной нанизма (карликовости, при которой рост мужчин не превышает 130 см, а женщин - 120 см) могут быть различные наследственные дефекты: дефицит гормона роста, дефицит или аномалии структуры рецепторов гормона роста, дефицит или аномалии соответствующего ГСБ, функционирующего в данной РСС. Наконец, у представителей африканского племени пигмеев нанизм обусловлен наследственным дефицитом соматомедина С, медиатора действия гормона роста. Уровень гормона роста у пигмеев находится в пределах нормы, структура и количество рецепторов этого гормона и соответствующего ГСБ также являются нормальными.

Дефекты РСС могут приводить к возникновению опухолей. В этом случае изменяется структура и функции белков РСС, контролирующих процесс деления клетки. Такие наследственно измененные белки объединяют в группу онкобелков. Доказано, что причиной опухолеобразования могут быть дефекты определенных гормонов (факторов роста), их рецепторов с протеинкиназными доменами, рецепторов стероидных и тиреоидных гормонов, определенных ГСБ, мембранных и цитоплазматических протеинкиназ и транскрипционных факторов, фосфорилируемых протеинкиназами. Как правило, онкобелки характеризуются повышенной активностью и нечувствительностью к регуляции в собственной РСС. Именно это приводит к интенсивному и неконтролируемому делению клеток - условию возникновения опухоли.

Большое количество патологических состояний организма можно корригировать с помощью фармакологических препаратов, влияющих на определенные элементы РСС. Практически для каждого рецептора удается обнаружить вещества, которые не синтезируются в организме, но способны активировать рецептор (препараты-агонисты) или блокировать его функции (препараты-антагонисты). При введении агонистов можно добиться усиления активности РСС и соответствующих функций организма, я при введении антагонистов - ослабления. Естественно, агонистами формально являются вводимые в организм гормоны или медиаторы при их дефиците.

В определенных нейронах высших животных и человека имеются рецепторы к пептидным гормонам гипофиза эндорфинам. Эти рецепторы являются компонентами РСС, подавляющей функции АЦ и, соответственно, снижающей внутринейронный уровень цАМФ. При действии эндорфинов уменьшается болевая чувствительность (эффект анальгезии), повышается социальная общительность, создается чувство благополучия (эйфория), подавляются элементы полового поведения. Все эти эффекты вызываются торможением определенных нервных процессов, что проявляется в условиях стресса, при которых уровень эндорфинов в организме повышается.

Агонистами эндорфинов являются некоторые наркотические вещества, содержащиеся в апие, например, морфин (морфий), поэтому рецепторы эндорфииов получили название опиатныхрецепторов. Таким образом, прием морфина вызывает снижение концентрации цАМФ в определенных нейронах, создавая эйфорическое состояние со снижением болевой чувствительности, которое не является нормой для организма.

Однократное сильное или регулярное снижение уровня цАМФ в нейронах вызывает клеточную реакцию, направленную на нормализацию, - увеличение концентрации ВП. Это выражается в интенсификации синтеза АЦ, количество которой в плазмалемме существенно увеличивается. В результате после прекращения действия наркотика уровень цАМФ надолго выходит за пределы естественной нормы (повышается) из-за устранения ингибирующего действия РСС на АЦ.

Следствием этого является возникновение функциональных расстройств организма, проявляющихся в виде депрессии и сильных болевых ощущений. Уровень эндорфинов в организме недостаточен для преодоления этого состояния, поэтому возникает потребность его устранения с помощью очередной дозы морфина. Так возникает зависимость организма от наркотика, наркотическая зависимость, которая может сформироваться уже после первого приема морфина и ему подобных препаратов.

В такой ситуации (повышенный уровень АМФ) для достижения эйфорического состояния очередной прием наркотика в исходной дозе оказывается неэффективным, так как количество АЦ превышает ее нормальный уровень. Следствием этого является развитие толерантности (нечувствительности, устойчивости) к данной дозе морфина. На фоне развития толерантности наркоман (зависимый от наркотика человек) вынужден принимать более высокую дозу наркотика, приводящую к дальнейшему увеличению количества АЦ в нейронах. В итоге формируется порочный круг наркомании: доза - толерантность к ней - увеличение дозы - толерантность к ней - дальнейшее увеличение дозы и т.д., при котором зависимость от наркотика становится все сильнее и сильнее.

При наркотической зависимости попытка наркомана прекратить прием морфина (опиатных наркотиков) вызывает ломку - тяжелые расстройства многих функций организма с сильнейшими болевыми ощущениями.

Аналогичный синдром отмены наркотика наблюдается у новорожденных детей матерей-наркоманок. Наркотическая зависимость может возникать и у людей, регулярно принимающих лекарственные наркотические препараты в качестве анальгетиков (болеутоляющих средств) для снятия сильных болевых ощущений, возникающих, например, при многих онкологических заболеваниях.

Антагонистом эндорфинов является препарат налоксон, который, связываясь с опиатными рецепторами, не вызывает их активации, но препятствует взаимодействию с эндорфинами или их агонистами, в частности, морфином. Введение налоксона вызывает усиление болевых ощущений.

Тем не менее, использование этого препарата оправдано в случаях передозировки наркотика или для предупреждения (профилактики) возникновения наркотической зависимости при назначении больному наркотических анальгетиков опиатного ряда. Естественно, введение наркоманам больших доз налоксона (передозировка налоксона) вызывает острую форму синдрома отмены наркотика - ломку.

Наследственные дефекты (дефициты) эндорфинов или их рецепторов создают наследственную предрасположенность к наркомании. В таких случаях наркотическая зависимость развивается после первого приема наркотика. У некоторых больных хроническим алкоголизмом обнаруживается пониженное количество опиатных рецепторов.

Вероятно, дефицит этих рецепторов вызывает частые симптомы депрессии и болевые ощущения, которые такие больные «снимают» приемом алкоголя. Алкоголь - тоже наркотик, вызывающий эйфорическое состояние и анальгезию, но действующий посредством другого механизма, не затрагивающего опиатную (эндорфинную) РСС.

В клетках мозга, селезенки и семенников обнаружены 3 вида рецепторов, которые взаимодействуют с анандамидом (этаноламидом арахидоновой кислоты). Данное соединение синтезируется самим организмом и активирует аденилатциклазную систему, регулирующую работу канала для ионов калия.

Оказалось, что эти рецепторы активируются и марихуаной (тетрагидроканнабинолом) - наркотическим веществом, содержащимся в цветках и побегах конопли, из которых путем экстракции получают более сильный наркотик гашиш. Курение марихуаны (гашиша) вызывает эйфорию, бесконтрольный смех, изменение восприятия времени, расстройство самосознания с чувством отчуждения собственной психики, повышение остроты зрения.

Эти эффекты позднее сменяются расслаблением организма, дремотным состоянием или сном. Высокие дозы наркотика приводят к повышению частоты сердечных сокращений и покраснению конъюнктивы.

предрасположенность к курению марихуаны. Прекращение употребления данного наркотика, по словам самих больных, приводит к повышению ясности собственного мышления.

Атропин, вещество, содержащееся в некоторых растениях (красавка, белена, дурман и др.), является антагонистом нейромедиатора фосфатидилинозитоловой РСС. Попадание атропина в кровь вызывает очень серьезные последствия для организма. Тем не менее, этот препарат используют в составе глазных капель для расслабления мышц зрачка глаза (расширения зрачка).

Внутривенно или внутримышечно атропин можно вводить при отравлении химическими препаратами, инактивирующими фермент ацетилхолинэстеразу. Такие препараты вызывают резкое повышение уровня ацетилхолина и гиперфункциональное состояние нервно-мышечной системы спазм гладкой мускулатуры, в результате которого может наступить смерть от дыхательной недостаточности.

В этих случаях подавление атропином функций рецепторов ацетилхолина снижает эффекты данного нейромедматора. К подобным антиацетилхолинэстеразным препаратам относятся определенные инсектициды (препараты для борьбы с насекомыми) и боевые отравляющие вещества нервно-паралитического действия.

характеризуется необычно сильной утомляемостью мускулатуры из-за нарушения передачи нервного импульса с нейронов на мышечные волокна. В наибольшей степени миастения затрагивает наружные глазные мышцы, мышцы шеи и пояса верхних конечностей.

Нарушение работы РСС может быть, также обусловлено действием ряда возбудителей инфекционных заболеваний. Например, в составе токсинов возбудителей холеры и коклюша имеется фермент АДФ-рибозилтрансфераза, с помощью которой происходит ковалентная модификация ГСБ, функционирующих в аденилатциклазной РСС. В результате этого целый ряд симптомов, наблюдаемых у больных холерой или коклюшем, являются следствием необратимой активации этой РСС в клетках, пораженных соответствующими бактериальными токсинами.

Контактная функция ПА обеспечивает взаимодействие клеток друг с другом или неклеточными структурами. Связи, в которые вступают клетки, можно рассматривать с различных точек зрения. Так, различают дистантные и контактные взаимодействия.

Дистантные взаимодействия подразумевают влияние одной клетки на другую с помощью гуморальных факторов - молекул, секретируемых клетками во внутреннюю среду организма (кровь, лимфу, тканевую жидкость, спинномозговую жидкость, жидкость желудочков головного мозга). В основе такого типа взаимодействий лежит секреторная функция одних клеток (экзоцитоз) и рецепторно-сигнальная функция других клеток.

Контактные взаимодействия, или контакты, означают непосредственную физико-химическую связь компонентов ПА клетки с определенными структурами организма. С этой точки зрения, существуют 2 вида контактов: клеточносубстратные и межклеточные. В случае клеточно-субстратных контактов ПА клетки взаимодействует с компонентами организма, не имеющими клеточного строения, например, матриксом соединительных тканей или базальными мембранами (пластинками) эпителиальных тканей. При межклеточных контактах происходит прямое взаимодействие ПА одной клетки с ПА другой.

Оба вида контактов могут быть как временными, так и постоянными, хотя четкую границу между этими вариантами иногда трудно определить. Тем не менее, главной характеристикой временных контактов является не столько их кратковременность, сколько изменения функциональной активности контактирующих клеток. Для постоянных контактов, напротив, характерна стабильность положения и функциональной активности клеток, находящихся в контакте значительное время, часто - весь свой жизненный цикл.

Временные контакты присущи активно передвигающимся клеткам. На основе таких контактов, например, происходит миграция (перемещение) клеток в ходе индивидуального развития многоклеточного организма. В частности, подобным способом первичные половые клетки попадают из желточного мешка эмбриона в еще недифференцированные зачатки гонад (половых желез).

У сформировавшегося организма временные контакты характерны для многих клеток иммунной системы. Например, на основе таких контактов нейтрофилы (вид лейкоцитов) взаимодействуют с эпителиальными клетками капилляров и мигрируют из кровяного русла в тканевой очаг поражения. При определенного типа иммунном ответе лимфоциты вступают во временной контакт с макрофагами, что является условием запуска реакций приобретенного иммунитета.

Цитотоксические клетки иммунной системы формируют временные контакты с клетками-мишенями, индуцируя тем самым процессы, приводящие к гибели клеток-мишений.

Постоянные контакты являются более универсальными для многоклеточных организмов. Этот тип контактов лежит в основе формирования, сохранения и функционирования многоклеточных структур (тканей, органов, систем органов). Именно поэтому постоянные контакты рассматриваются в качестве универсальной функции ПА клеток многоклеточного организма.

Вне зависимости от вида и продолжительности контактов, их образование обеспечивается молекулами, входящими в состав ПА клеток. Эти молекулы объединяют термином «клеточные адгезивные молекулы» (КАМ), хотя они представлены разнообразными по структуре белками, гликопротеинами и, возможно, гликолипидами. Во внеклеточном матриксе имеются аналогичные молекулы, обозначаемые как субстратные адгезивные молекулы (САМ).

Таким образом, клеточные контакты формируются на основе взаимодействий между адгезивными молекулами типа КАМ-КАМ (межклеточные контакты) или КАМ-САМ (клеточно-субстратные контакты). Достаточно условно, по характеру связей, КАМ можно подразделить на 3 категории: рецепторные, лигандные и рецепторно-лигандные.

Рецепторные КАМ имеют внеклеточный рецепторный домен, связывающий определенный домен другой адгезивной молекулы, который называют лигандным (связываемым). Рецепторные домены КАМ являются, как правило, белковыми. Лигандные КАМ имеют внеклеточный лигандный домен, который связывается соответствующим рецепторным доменом другой адгезивный молекулы.

Лигандные домены КАМ нередко представляют собой углеводные компоненты гликопротеинов или гликолипидов нлазмалеммы. Рецепторно-лигандные КАМ имеют оба типа доменов (и рецепторный, и лигандный) или один сложный - рецепторно-лигандный. Благодаря этому рецепторно-лигандные КАМ могут взаимодействовать с такой же рецепторно-лигандной адгезивной молекулой.

Связи рецепторной КАМ с лигандной адгезивной молекулой получили название гетерофильных взаимодействий. Аналогично обозначают и взаимодействие лигандной КАМ с рецепторной адгезивной молекулой. Связь между одинаковыми (рецепторно-лигандными) КАМ называют гомофильным взаимодействием.

Кроме простых взаимодействий, возможны и более сложные, включающие более двух адгезивных молекул. Например, 2 рецепторных КАМ разных клеток могут связывать одну и ту же лигандную молекулу, имеющую, естественно, минимум 2 лигандных домена.

Наиболее изученными рецепторными КАМ являются интегрины и лектины, лигандными КАМ протеогликаны, рецепторно-лигандными КАМ - кадгерины, коннексины, иммуноглобулины и тайтины.

Все КАМ обеспечивают формирование постоянных клеточных контактов определенной структуры, выполняющих не только универсальную контактную функцию ПА клеток, но и некоторые специфические важные клеточные функции.

Постоянные межклеточные контакты (ПМКК) подразделяют на механические, изолирующие и коммуникационные.

Механические, или адгезивные ПМКК выполняют 2 функции. Во-первых, с их помощью создается и сохраняется многоклеточность структур организма. Вовторых, некоторые из них позволяют перераспределять физическую нагрузку, полученную одной клеткой, на другие, контактирующие с ней. Благодаря этому, данная клетка может избежать механических повреждений.

По своей структуре, механические ПМКК подразделяют на простые и сложные. При формировании простых механических ПМКК существенную роль играют специфические и неспецифические взаимодействия между элементами гликокаликса, являющимися надмембранными доменами КАМ. При этом в месте образования контакта расстояние между участками плазмалеммы контактирующих клеток достаточно большое (10-20 нм). Кроме того, для простых контактов характерно отсутствие четкой связи КАМ с элементами цитоскелета.

Неспецифические взаимодействия КАМ при простых контактах изучены плохо, но есть основания считать, что они формируются за счет электростатических связей между углеводными компонентами мембранных гликопротеинов и гликолипидов. Их количество в зоне контакта велико, так как углеводный компонент здесь развит сильно, поэтому такие взаимодействия обеспечивают достаточно прочную связь между клетками Специфические взаимодействия в простых механических ПМКК образуются двумя видами рецепт орно-лигандных КАМ - иммуноглобулинами и кадгеринами кадгерин-кадгерин и иммуноглобулин-иммуноглобулин. При этом для разных типов клеток характерны различные варианты как иммуноглобулинов, так и кадгеринов. Кроме того, может быть разной и относительная роль этих КАМ в формировании простых контактов между разными типами клеток: для одного типа клеток более важными являются иммуноглобулины, для другого - кадгерины.

Иммуноглобулины - это огромное семейство гомологичных белков, которые могут быть интегральными, периферическими и немембранными (секреторными). В частности, к иммуноглобулинам относятся антитела, секретируемые В-лимфоцитами при иммунном ответе организма на антигены. Все иммуноглобулины имеют характерные домены, включающие определенные аминокислотные последовательности, концы которых объединены дисульфидными связями. Такие петлеобразные домены называют иммуноглобулиновыми доменами.

К КАМ относятся иммуноглобулины, состоящие из одного полипептида и имеющие особое строение иммуноглобулиновых доменов - домены Н-типа. Чаще всего иммуноглобулиновые КАМ содержат 5 внеклеточных доменов Н-типа и различаются по структуре цитоплазматического домена. Некоторые адгезивные иммуноглобулины не имеют трансмембранного и цитоплазматического доменов, но ковалентно связаны с углеводной головкой мембранного липида фосфатидилинозитола.

При формировании простого механического контакта иммуноглобулиновые КАМ разных клеток взаимодействуют между собой как гомо фильные рецепторно-лигандные КАМ. Благодаря этому, контактирующие клетки образуют многоклеточную структуру, которая сохраняется длительное время, поскольку взаимодействие иммуноглобулиновых КАМ происходит без дополнительных условий и факторов.

Кроме иммуноглобулинов, в формировании простых механических контактов могут принимать участие белки кадгерины - КАМ, также способные к гомофильным взаимодействиям. Кадгерины представлены, как и иммуноглобулины, целым семейством белковых молекул, адгезивная функция которых регулируется ионами Са2+.

Каждый кадгерин представляет собой один трансмембранный полипептид, состоящий из более 700 аминокислотных остатков, внеклеточная часть которого формирует рецепторно-лигандный домен и имеет Са2+-связывающий центр. Связывание ионов Са активирует этот домен, и он приобретает способность к гомофильному взаимодействию с таким же доменом молекулы кадгерина в ПА другой клетки. Кроме того, связав Са 2+, кадгерин становится устойчивым к действию протеолитических ферментов, протеаз.

В ПА разного типа клеток обнаруживаются различные варианты кадгеринов (все - Са2+-зависимые), что обусловливает возможность контакта именно между сходными клетками. Так, для эпителиальных клеток характерен кадгерин Е, клеток кишечника - кадгерин Р, нейронов - кадгерин N, клеток легких кадгерины Р и N, нейроглии - кадгерин R, мышечных клеток - кадгерин М.

Кадгериновые КАМ, формирующие простые механические ПМКК имеют цитоплазматические домены, которые не взаимодействуют с белками цитоскелета. Таким образом, этот вид контактов обеспечивает элементарную адгезию клеток за счет гомофильных взаимодействий и не имеет других функций, кроме адгезивной.

Сложные механические ПМКК также образуются на основе гомофильных взаимодействий между определенными вариантами кадгеринов. Кроме того, что данные КАМ являются Са2+-зависимыми, они содержат домены, обеспечивающие связь кадгерина с цитоскелетом. Благодаря этому, сложные механические перераспределения физических нагрузок на контактирующие клетки. Контакты, образованные с помощью таких кадгеринов, называют десмосомами. Различают 2 основных варианта десмосом - точечные и опоясывающие.

Точечные десмосомы характеризуются локальной, ограниченной со всех сторон зоной контакта, в пределах которой участки плазмалемм контактирующих клеток удалены друг от друга на расстояние около 20 нм.

Собственно контакт формируют гомологи кадгерина Е - десмоглеины.

Десмоглеины имеют крупный рецепторно-лигандный домен, активируемый ионами Са2+ и способный к гомофильному взаимодействию с аналогичным доменом в ПА других клеток.

Точечные десмосомы включают большое количество десмоглеина, благодаря чему во внеклеточной зоне контакта с помощью белка десмоколлина рецепторно-лигаидные домены этих КАМ образуют десмоглеиновый слой, или центральную пластинку. Цитоплазматические домены десмоглеинов взаимодействуют с белками десмоплакинами, в результате чего в периферической гиалоплазме зоны контакта обеих клеток с помощью белка плакоглобина формируется десмоплакиновый слой, или периферическая пластинка.

Таким образом, точечные десмосомы, в отличие от простых механических контактов, обеспечивают более жесткую связь за счет наличия внеклеточной и внутриклеточных структур - белковых пластинок.

Периферические десмоплакиновые пластинки взаимодействуют со СФ. Это усиливает прочность контакта за счет связи с общей системой цитоскелета, и фактически объединяет цитоскелеты контактирующих клеток в единую систему. Именно такое единство цитоскелетов соседних клеток обеспечивает возможность передачи части механической нагрузки, полученной одной клеткой, на другие, контактирующие с ней клетки.

Опоясывающие десмосомы отличаются от точечных рядом параметров. Вопервых, кадгерины Е таких десмосом имеют иную структуру рецепторнолигандных доменов и не формируют центральную пластинку. Во-вторых, цитоплазматические домены этих КАМ не взаимодействуют с десмоплакинами периферические пластинки в опоясывающих десмосомах также не образуются.

Однако в данном случае цитоплазматические домены кадгеринов связываются с белками опорно-сократительной системы ПА альфа-актинтом и винкулином, которые обеспечивают связь кадгеринов Е с пучком актиновых МФ, взаимодействующих с миозином.

В результате этого формируется зона контакта, представленная в периферической гиалоплазме актомиозиновым кольцом, опоясывающим клетку с внутренней стороны. Такая структура контакта позволяет ему выполнять не только адгезивную, но и сегрегационную функцию. Наличие сплошного контактного пояска приводит к разделению ПА клетки на 2 большие области (компартмента), расположенные по разные стороны опоясывающей десмосомы.

Так как кадгериновый поясок препятствует свободной латеральной диффузии белков плазмалеммы, опоясывающие десмосомы обеспечивают структурно-функциональную дифференцировку ПА клетки, например, на апикальную (верхнюю) и базальную (нижнюю) части. Такой способ дифференцировки ПА широко представлен в клетках эпителиальных тканей, особенно в однослойных эпителиях.

Поскольку компонентом опоясывающих десмосом является актомиозиновое кольцо, оно используется для изменения формы отдельных клеток и, как следствие, целых клеточных слоев.

Активация миозина в кольце приводит к сужению соответствующей части клетки. Так как клетки объединены системой опоясывающих десмосом, это вызывает формирование чашевидных или трубчатых структур, стенки которых образованы контактирующими клетками. В частности, именно таким способом в процессе эмбрионального развития хордовых происходит образование зачатка центральной нервной системы - нервной трубки - из участка наружного зародышевого листка, эктодермы.

Механические ПМКК играют существенную роль в жизнедеятельности отдельных клеток и всего многоклеточного организма,поэтому их аномалии могут приводить к различным патологическим состояниям. Так, известны наследственные дефекты механических контактов, вызывающие интенсивное шелушение поверхности рогового слоя эпидермиса кожи, видимым симптомом которого является головной питириаз, или перхоть.

существенно ниже нормальной, что наблюдается, в частности, при вульгарном ихтиозе (аномальном утолщении участков эпидермиса).

Нарушение структуры некоторых белков, формирующих десмосомы между эпителиальными клетками, приводит к тяжелому заболеванию пемфигусу, или пузырчатке кожи. При этой болезни, которая может быть наследственной, на коже образуются многочисленные волдыри (пузырьки) из-за просачивания тканевой жидкости через эпидермис, который является более рыхлым вследствие нарушения механических контактов. Пузырчатка способна проявляться не только на уровне эпидермиса кожи, но и эпителиев слизистых оболочек.

представленный в десмосомах клеток ороговевающего эпителия кожи.

Здесь он обеспечивает почную фиксацию клеток ороговевающего слоя к слою нижележащих клеток. Наследственные дефекты структуры плектина вызывают развитие простого врожденного булезного эпидермолиза (пузырчатого разрушения эпидермиса). При данном заболевании на участках кожи, подвергающихся сдавлению или трению, образуются пузыри. Через некоторое время эти пузыри исчезают или оставляют после себя очаги гиперпигментации (пятна темного цвета).

Плексин обнаруживается и в мышечных волокнах, где вместе с десмином (белком мышечных скелетных фибрилл) и белком кожи и мышц HD1 участвует в прикреплении к плазмалемме сократительного актомиозинового аппарата скелетной мускулатуры. Такая ситуация у больных простым врожденным булезным эпидермолизом приводит к развитию и мышечной дистрофии, проявляющейся в позднем возрасте.

Наследственные аномалии формирования десмосом являются одной из причин мукоэпителиальной дисплазии (нарушения развития слизистого эмителия), которая характеризуется поражением всех слизистых оболочек, катарактой (помутнением хрусталика глаз), кератозом (утолщением эпидермиса кожи), алопецией (выпадением волос), фотофобией (светобоязнью) и повышенной чувствительностью к респираторным и кишечным инфекциям.

Дефекты механических контактов, включая наследственные, могут быть одной из причин образования метастазов (вторичных опухолей) у онкологических больных. Существенно, что само раковое перерождение клетки нередко приводит к ослаблению механических контактов между опухолевыми клетками. В результате отдельные раковые клетки обособляются от опухоли, попадают в другие части организма и формируют там вторичные опухоли.

Изолирующие контакты (плотные контакты, или зоны слияния) являются вторым видом ПМКК. Изолирующие контакты, как и все другие, выполняют универсальную адгезивную функцию. Однако для них характерна и специфическая, главная функция - создание клеточных внеклеточными средами (пространствами).

Это выражается в формировании слоя клеток, который препятствует движению крупных молекул из одной среды в другую, т.е. через клеточный барьер. Именно поэтому изолирующие контакты очень характерны для эпителиальных тканей, выстилающих полости внутренних органов, сосудов, каналов или являющихся компонентом наружного покрова организма (кожи).

Изолирующие контакты образуются с помощью Са2+-независимых интегральных белков плазмалеммы, белков изолирующих контактов. Структура этих белков такова, что их трансмембранные домены взаимодействуют друг с другом в БЛС плазмалеммы и формируют изолирующие полоски, опоясывающие клетку по окружности.

Собственно межклеточный контакт является результатом гомофильного взаимодействия между белками изолирующих полосок ПА разных клеток. При этом, в отличие от механических контактов, плазмалеммы контактирующих клеток сильно сближаются, и тесная связь между изолирующими полосками создает сплошной белковый барьер, не проницаемый для относительно крупных молекул.

Количество изолирующих полосок в зоне контакта может быть разным, что зависит от функций эпителиального барьера. Так, в эпителии почечных клубочков, где осуществляется интенсивная фильтрация плазмы крови с образованием первичной мочи, число изолирующих полосок не превышает двух.

Благодаря этому в первичную мочу попадают вещества, подлежащие дальнейшему выводу из организма (например, мочевина). Однако при этом в первичной моче оказываются и необходимые организму органические молекулы (глюкоза, аминокислоты), которые затем приходится реабсорбировать в почечных канальцах.

Вторичная моча, содержащая вредные для организма вещества, накапливается в мочевом пузыре. В эпителии этого органа формируются мощные зоны изолирующих контактов, включающие до 8 изолирующих полосок, располагающихся не только параллельно, но и под утлом друг к другу. В результате через такую зону во внутреннюю среду организма из мочевого пузыря не проникают даже такие мелкие молекулы, как мочевина (карбамид).

При высоких функциональных нагрузках на эпителий степень изоляции может усиливаться. Это достигается тем, что белки изолирующих полосок взаимодействуют с элементами цитоскелета, чаще всего - МФ, которые, в свою очередь, фиксируются МТ.

Изолирующие контакты, как и опоясывающие десмосомы, служат для разделения ПА клеток на апикальный и базальный компартменты, так как изолирующие полоски препятствуют миграции белков плазмалеммы через зону контакта. Так, в апикальной части ПА эпителиальных клеток тонкой кишки, обращенной в полость, локализуются активные переносчики глюкозы (Naсимпортеры), а в базолатеральной - пассивные переносчики GluT. Благодаря этому, транспорт глюкозы осуществляется в направлении «полость кишки эпителий кишечника - межклеточная жидкость - кровеносный сосуд.

Аномалии изолирующих контактов приводят к тяжелым последствиям.

Примером такого дефекта является протеинурия (наличие белков в моче), обусловленная ослаблением изолирующих контактов в эпителии почечных клубочков, благодаря чему в первичную мочу попадают не только малые органические соединения, но и крупные - белки. Кроме наследственных причин, протеинурия может быть следствием высоких физических нагрузок и нередко наблюдается, например, у спортсменов в ходе или сразу после соревнований.

Коммуникационные контакты являются третьим видом ПМКК. Как и другие виды контактов, коммуникационные контакты обеспечивают адгезию определенных клеток. Однако, их основная и специфическая функция передача химических сигналов из одной клетки в другую.

Благодаря этому коммуникационные контакты иногда называют химическими контактами. Наличие таких контактов обеспечивает структурную и функциональную кооперацию контактирующих клеток, проявляюшуюся согласованностью их действия в многоклеточном организме и взаиморегуляции. Известны 2 варианта коммуникационных контактов: щелевые и синоптические.

Щелевые контакты, или нексусы, обеспечивают прямую передачу химического сигнала из гиалоплазмы одной клетки в гиалоплазму другой, контактирующей с ней, клетки. Такая передача осуществляется с помощью специальных интегральных белков плазмалеммы коннексинов.

Коннексины представляют собой полипептиды, включающие около 280 аминокислотных остатков и формирующие 4 трансмембранных альфа-спиральных домена в БЛС В клетках разною типа обнаруживаются различные варианты коннексинов в отношении своей первичной структуры, но имеющие универсальную третичную структуру.

В БЛС коннексины взаимодействуют друг с другом и формируют коннексон канал, состоящий из 6 молекул коннексина. Собственно щелевой контакт образуется путем взаимодействия внеклеточных доменов коннексинов, входящих в состав коннексонов разных клеток, т.е. за счет гомофильных взаимодействий. В результате формируется единая для обеих контактирующих клеток канальная структура с диаметром канала порядка 2 нм (диаметр самой структуры составляет 8 нм).

При этом, как и в случае изолирующих контактов, плазмалеммы в районе контакта сближаются до расстояния 2-4 нм. Как правило, зона щелевого контакта включает сотни коннексонов, расположенных рядом друг с другом.

Это обеспечивает достаточно интенсивный и локальный поток молекул между контактирующими клетками.

Диаметр коннексонных каналов (2 нм) позволяет переходить из одной клетки в другую путем ПТ (по градиенту концентрации) частицам и молекулам, имеющим молекулярную массу до 1000. К ним относятся разнообразные ионы, моносахариды, аминокислоты, некоторые витамины, стероидные гормоны и нуклеотиды, включая циклические. С другой стороны, пептиды, олигосахариды и олигонуклеотиды не способны проходить через канал коннексонов из-за своих крупных размеров.

Щелевые контакты дают возможность относительно равномерного распределения между контактирующими клетками важных внутриклеточных метаболитов, например, глюкозы и аминокислот. Благодаря этому, обеспечивается взаимное снабжение такими метаболитами, предотвращающее или их сильный дефицит в отдельных клетках, или, наоборот, избыточное накопление.

Не менее важной функцией щелевых контактов является передача сигнальных молекул, вызывающих определенные клеточные реакции: ионов, стероидных гормонов, цАМФ, цГМФ и т.п. Это позволяет целой группе контактирующих между собой клеток согласованно и однозначно реагировать на сигнал, полученный отдельными клетками.

Например, если в одной из клеток активируется аденилатциклаза, в ней происходит увеличение концентрации цАМФ, который по своему градиенту будет диффундировать через коннексоны в соседние клетки. Тогда во всех этих клетках произойдет активация протеинкиназы А, что вызовет одинаковую реакцию всех контактирующих клеток.

Щелевые контакты характерны для клеток тканей и органов, в которых очень важным является быстрое и согласованное действие всех клеток. К таким тканям относятся миокард (сердечная мышца) и гладкая мускулатура, клетки которых объединены большим количеством щелевых контактов.

В миокарде через коннексоны транспортируются ионы Na+, благодаря чему кардиомиоциты быстро передают друг другу возбуждение. Результатом этого является согласованное сокращение и расслабление кардио-миоцитов и сердечной мышцы в целом. Щелевые контакты, функционирующие за счет потока ионов, называют электрическими синапсами, так как через них распространяется электрический мембранный потенциал.

Особенно много щелевых контактов образуется между клетками гладкой мускулатуры стенки матки млекопитающих, включая человека. Это обеспечивает эффективное протекание процесса родов - вывода плода из матки за счет сократительной деятельности ее мускулатуры. Аналогичным образом обеспечиваются процессы перистальтики (волнообразного сокращения) стенок пищеварительного тракта (пищевода, желудка, кишечника), в результате чего его содержимое в норме перемещается в определенном направлении.

Функционирование коннексонов подвержено регуляции со стороны клетки. В частности, коннексины способны фосфорилироватьея с помощью протеинкиназы А, активируемой цАМФ, что поддерживает открытое состояние канала коннексона. С другой стороны, сильное увеличение уровня ионов Са2+ в клетке приводит к подавлению проводящей способности щелевых контактов. Вероятно, это служит механизмом предотвращения кальциевой перегрузки соседних клеток, гак как, закрыв свои каналы, данная клетка изолируется от контактирующих с ней клеток. Аналогичные последствия (закрытие каналов) вызывает также снижение уровня рН периферической гиалоплазмы.

В миокарде сокращение клеток индуцируется повышением концентрации Са2+, которое, в свою очередь, обеспечивается током Na+ через коннексоны, т.е. деполяризацией плазмалеммы. В этом случае Са 2+-зависимое закрытие коннексонов обеспечивает временную неспособность клеток к повторному сокращению (рефрактерный период) и служит условием реполяризации мембраны, необходимой для очередного сокращения. В результате создается циклический механизм сопряжения процессов возбуждения и сокращения, который принципиально важен для нормальной работы кардиомиоцитов.

Нарушения структуры, функции и регуляции работы щелевых контактов изменяют скорость и некоторые другие особенности проведения химических сигналов, что может приводить к определенным патологическим состояниям.

В частности, дефекты на уровне функций коннексонов в кардиомиоцитах являются одной из причин сердечных аритмий - нарушений ритма сердечных сокращений. Очень серьезные последствия вызывают аритмии, характеризующиеся фибрилляцией (мерцанием) миокарда.

Так, при фибрилляции желудочков сердца возбуждение распространяется по ним хаотически, приводя к нарушениям их функций, вызывающих остановку кровообращения, потерю сознания и гибель организма через несколько минут. Фибрилляция желудочков является самой частой причиной смерти при электротравмах. Тем не менее, в определенных условиях с помощью электрического тока можно устранить фибрилляцию - осуществить дефибрилляцию.

Эта процедура проводится специальным прибором дефибриллятором, который подает одиночный короткий электроимпульс величиной в несколько ампер. При отсутствии электродефибриллятора больному вводят лекарственный препарат лидокаин, который блокирует каналы для ионов Na+ и укорачивает рефрактерный период кардиомиоцитов.

Нарушения структуры и функции коннексонных контактов клетки могут быть причиной возникновения опухолей. Клетка, изолированная информационно от соседних, выходит из-под общетканевого контроля и нередко начинает интенсивно делиться из-за нарушения механизмов так называемого «контактного торможения». В результате неконтролируемого деления возникает опухоль, которая при определенных условиях может стать злокачественной.

Дефекты щелевых контактов наряду с аномалиями десмосом приводят не развитию наследственной мукоэпителиальной дистрофии (см. ранее).

Синаптические контакты, или химические синапсы, являются вариантом коммуникационных контактов, характерным для нейронов. Кроме межнейронных взаимодействий, с помощью химических синапсов обеспечивается информационная связь между нейронами и другими типами клеток, например, мышечными.

В синаптических контактах между специализированными участками ПА контактирующих клеток формируется синапс. Он включает участок ПА клетки, которая передает сигнал, пресинаптическую мембрану, и участок ПА клетки, получающей сигнал, постсиноптическую мембрану. Между этими мембранами имеется пространство, синоптическая щель, шириной около 20 нм, в которой находятся адгезивные молекулы углеводной природы - гликозаминогликаны (мукополисахариды).

Вероятнее всего, они служат лигандными САМ для определенных рецепторных КАМ, локализованных в пре- и постсинаптической мембранах. В качестве рецепторных КАМ в этом случае могут выступать интегрины, обеспечивающие адгезию в зоне синапса путем гетерофильных взаимодействий типа KAM1-CAM-KAM2.

С помощью синаптических контактов происходит передача возбуждения с нейронов на другие клетки. В этом случае потенциал действия (ток ионов Na+, деполяризующий мембрану аксона) достигает пресинаптической мембраны и активирует потенциал-зависимые Са-каналы. Возникающий поток ионов Са 2+ в аксон индуцирует экзоцитоз нейромедиаторов (например, ацетилхолина) из мембранных пузырьков в синаптическую щель.

Попав в синаптическую щель, нейромедиатор диффундирует к постсинаптической мембране, где взаимодействует с переносчиками ионов или другими клеточными рецепторами. Это приводит к их активации, в результате чего клетка, получившая сигнал в виде нейромедиатора, адекватно реагирует на этот сигнал. В случае нейронов или мышечных клеток первичный клеточный ответ на нейромедиатор реализуется в виде деполяризации постсинаптической мембраны.

Такой способ передачи сигнала является более медленным, чем в щелевом контакте (электрическом синапсе). Однако, химические синапсы обеспечивают более тонкую регуляцию процесса передачи сигнала. Например, его сила может определяться числом секретируемых молекул медиатора. Так как нейромедиаторы в синаптической щели подвергаются ферментативному расщеплению или обратному згжвату, продолжительность действия сигнала можно регулировать путем подавления или стимуляции соответствующих ферментов и переносчиков.

Возможность модулирования режима работы синаптических контактов используется в медицинской практике. Например, одной из причин депрессии является дефицит нейромедиатора норадреналина в синаптических щелях определенных нейронов. Для лечения таких состояний можно использовать антидепрессанты с различным механизмом действия.

Трициклические антидепрессанты (имипрамин, амитриптилин) блокируют работу переносчика пресинантической мембраны, осуществляющего обратный транспорт избытка норадреналина из синаптической щели. В результате этого количество нейромедиатора в химическом синапсе возрастает, компенсируя эффект его дефицита и снимая состояние депрессии. К аналогичным последствиям приводит применение антидепрессантов, ингибирующих активность ферментов катехоламин-О-метилтрансферазы или моноаминоксидазы, инактивирующих норадреналин в самих нейронах.

Кокаин - вещество, содержащееся в растении кока, - обладает мощным стимулирующим действием и является наркотическим соединением. Механизм его действия основан на инактивации обратных переносчиков (связывании с ними) нейромедиаторов дофамина и норадреналина в пресинаптической мембране, т.е. увеличении концентрации этих нейромедиаторов в синаптической щели.

Считается, что дофамин является важным элементом «системы награды»

головного мозга, поэтому при употреблении кокаина очень быстро развивается сильная психическая зависимость от него. Прием кокаина вызывает чувство психического подъема и эйфорию (повышенное благодушное настроение в сочетании с беспечностью и некритической оценкой своего состояния).

Период активности этого наркотика в организме очень короткий, поэтому зависимость от него выражается в частых приемах кокаина (несколько раз в день). Через несколько дней такой интоксикации может развиться состояние, напоминающее параноидальную шизофрению (утрату единства психических процессов и нарушение мышления, сопровождающиеся бредом и галлюцинациями).

Кокаин обладает выраженным сосудосуживающим действием, способным вызвать судороги и инфаркт миокарда. Передозировка этого наркотика обычно приводит к смерти. Прием кокаина беременными женщинами вызывает появление «кокаиновых детей», имеющих патологии физического и психического развития или погибающих внутриутробно. Сходными, но менее выраженными, чем у кокаина эффектами обладает синтетический наркотик амфетамин и его производные, например, «экстази».

Кроме ПМКК, для многоклеточного организма характерны и клеточносубстратные контакты, при которых КАМ взаимодействуют с неклеточными структурами - компонентами внеклеточного матрикса, субстратными адгезивными молекулами (САМ), секретируемыми соответствующими клетками.

Один из наиболее универсальных вариантов внеклеточного матрикса - базальные мембраны, представляющие собой структуры толщиной 20-200 нм в зависимости от типа ткани, отделяющие слой клеток от других. Строение базальных мембран разных органов неодинаково, причем даже в одном органе можно обнаружить несколько их вариантов. Являясь местом фиксации определенных клеток, базальные мембраны создают и поддерживают пространственную организацию тканей и органов, служат барьером для макромолекул и влияют на цитодифференцировку.

Взаимодействие между клетками и внеклеточным матриксом определяется соответствующими КАМ и САМ, принадлежащими к различным семействам адгезивных молекул. Наиболее универсальные КАМ, участвующие в клеточносубстратных контактах, относятся к семейству интегринов, или интегриновых рецепторов.

Все интегрины являются гетеродимерными гликопротеинами, т.е. состоят из двух негомологичных субъединиц. Определяющую роль в контактной функции играет -субъединица, имеющая -спиральный трансмембранвый домен, короткий цитоплазматический домен и крупный наружный домен с петлей, образованной дисульфидной связью Рецепторный домен содержит участки связывания определенных лигандных доменов САМ и внеклеточного домена субъединицы интегрина. Цитоплазматический домен -субъединицы способен взаимодействовать с цитоскелетом посредством группы специальных белков (талин, тензин, винкулин), связывающих интегрины с актиновыми МФ. Некоторые интегрины взаимодействуют не с МФ, а СФ.

Вторая субъединица интегринов, -субъединица. выполняет регуляториую функцию в отношении -субъединицы. В частности, она необходима для связывания -субъединицы как с САМ, так и цитоскелетом. Как правило, -субъединица представлена двумя разными полипептидными цепями, объединенными дисульфидной связью по типу «конец в конец» Очевидно, обе цепи являются продуктами гидролиза одного исходного полипептида, так как субъединицы некоторых интегринов являются длинной полипептидной молекулой, не подразделенной на цени.

Легкая, более короткая цепь -субъединицы интегринов имеет -спиральный трансмембранный домен и короткий Цитоплазматический домен, взаимодействующий с аналогичным доменом -субъединицы. Тяжелая, более крупная цепь является внеклеточной - ее проксимальный конец связан дисульфидным мостиком с дистальным внеклеточным доменом легкой цепи.

Дистальная часть тяжелой цепи образует глобулярный регуляторный домен, содержащий центры связывания ионов Са2+ или, реже, Mg2+.

Связывание двухвалентных катионов приводит к изменению конформации глобулярного домена тяжелой цепи и его взаимодействию с петлеобразным участком рецепторного домена субъединицы. Результатом этого является активация адгезивных свойств интегрина, который приобретает свойство взаимодействовать с МАМ и цитоскелетом.

Интегрины представляют собой Са2+(Мg2+)-зависимые КАМ, способные связываться с цитоскелетом. В этом отношении они аналогичны кадгеринам КАМ десмосом. Однако, если кадгерины скрепляют цитоскелеты контактирующих клеток, интегрины формируют связь между цитоскелетом и внеклеточным матриксом.

Функции интегринов регулируются не только двухвалентными катионами.

Цитоплазматический домен интегрина может фосфорилироваться определенными протеинкиназами, в результате чего интегрины изменяют свои адгезивные свойства. Это позволяет клетке временно терять контакт с внеклеточным матриксом и осуществлять перестройку цитоскелета.

В пределах ПА клеток одного организма обнаруживается несколько видов интегринов.

Существует не менее 7 вариантов -субъединиц и более 10 -субъединиц, которые способны взаимодействовать друг с другом в определенных комбинациях. В частности, 1 субъединица может ассоциировать с семью разными -субъединицами, 2-субъединица - с тремя другими субъединицами. Следствием этого является формирование широкого спектра разнообразия интегриновых рецепторов и отличия наборов интегринов в ПА разного типа клеток.

Интегрины способны связывать лигандные домены различных САМ, образованные специфическими последовательностями аминокислот. Наиболее известным лигандным доменом для интегринов является трипептид «-Apr-ГлиАсп-», или RGD-последователъность, которая присутствует во многих белках внеклеточного матрикса, например, фибронектине, ламинине, коллагене I и др.

Фибронектин - наиболее универсальный белковый компонент внеклеточного матрикса, причем одна из его форм (секретируемая гепатоцитами) свободно циркулирует в плазме крови.

Молекула фибронектина представляет собой гомодимер, в котором 2 одинаковых полипептида соединены в области С-концов дисульфидными связями. Протомеры фибронектина формируют глобулярные адгезивные домены пяти разных типов, один из которых специфичен для фибронектина, а остальные встречаются и в других адгезивных молекулах. Среди них имеются и RGD-последовательности, так что клетки с определенными интегринами способны взаимодействовать с фибронектином внеклеточного матрикса Не менее важной, чем фибронектин, САМ является ламинин, состоящий из трех разных полипептидов (А, В1 и В2), которые объединены дисульфидными связями и формируют крестообразную структуру. В гетеротримерной молекуле ламинина имеется несколько адгезивных доменов, с которыми взаимодействуют различные интегрины. Как и в случае фибронектина, некоторые адгезивные домены ламинина содержат RGD-последовательности.

Особым видом САМ являются протеогликаны - специфический вариант гликопротеинов, в которых ведущую роль играют гликозаминогликаны. Гликозаминогликаны - это сложные полисахариды (мукополисахариды), включающие аминосахара и уроновые кислоты в сульфатированной форме. Во внеклеточном матриксе они связывают большое количество воды, обеспечивая эластичность матрикса. Кроме того гликозаминогликаны обладают адгезивными свойствами но отношению к интегринам и некоторым другим КАМ Они могут ковалентно соединяться с определенными белками, образуя молекулу протеогликана, содержащую более гликозаминогликановых цепей.

Протеогликаны являются не только САМ, но и КАМ, входя в состав ПА клеток. В этом случае, взаимодействуя с фибронектином или ламинином, они обеспечивают еще один механизм клеточно-субстратных контактов. Более того, протеогликаны могут формировать межклеточный контакты за счет гетерофильных взаимодействий с интегринами ПА другой клетки Сила клеточно-субстратных контактов может регулироваться путем секреции клетками особых гликопротеинов - антиадгезивных молекул (тенасцин, тромбосподин), которые ослабляют или разрушают контакты.

Вероятно, механизм действия антиадгезивных молекул является конкурентным, так как они имеют Са2+-связывающие домены и способны взаимодействовать с интегринами, фибронектином, ламинином и протеогликанами.

Нарушения клеточно-субстратных контактов может вызывать серьезные последствия для организма. Так, известен наследственный дефект лейкоцитарной адгезии, при котором больные подвержены часто повторяющимся бактериальным инфекциям. У них -субъединица интегринов ПА лейкоцитов имеет аномальную структуру, в результате чего эти клетки не способны выполнять свои иммунные функции.

Некоторые опухолевые клетки секретируют повышенное количество антиадгезивных молекул и приобретают способность формировать метастазы - легко отделяются от внеклеточного матрикса и мигрируют в другие части организма, где дают начало вторичным опухолям (метастазам).

Метастазирование определяется и тем, что клетки обладают способностью перемещаться в районы с большим количеством внекле точного матрикса (так называемый гаптотаксис). Многие опухолевые клетки секретируют меньшее количество компонентов матрикса, чем нормальные, поэтому направляются в нормальные ткани и органы, т.е. становятся инвазивными.

Функция узнавания, или родства, ПА клеток реализуется на основе двух других универсальных функций: контактной и рецепторно-сигнальной. Она проявляется контактными взаимодействиями между определенными типами клеток или определенных клеток со специфическими вариантами внеклеточного матрикса. Такие контакты (и постоянные, и временные) имеют очень большое значение при гистогенезе (формировании тканей) и органогенезе (образовании органов) в ходе развития зародыша, эмбриогенеза.

Функция узнавания играет существенную роль при направленном движении клеток. Так, первичные половые клетки высших позвоночных, образуясь в желточном мешке зародыша, мигрируют в зачаток гонад (половых желез) вдоль градиента специального пептида, телоферона, секретируемого клетками гонад.

В данном случае телоферон выступает в качестве сигнальной молекулы, которая, взаимодействуя со специальными рецепторами первичных половых клеток, активирует их способность к движению и временным контактам с определенными адгезивными молекулами.

Градиент телоферона определяет, в каком направлении должна двигаться клетка, используя временные контакты с субстратом (матриксом или ПА других клеток) на пути своей миграции.

Такое перемещение вдоль градиента концентрации химических молекул называют хемотаксисом.

Тимоциты (предшественники Т-лимфоцитов), формируясь в красном костном мозге, сначала попадают в тимус (вилочковую железу) и дифференцируются здесь в Т-лимфоциты, которые «расселяются» из тимуса в органы и ткани.

Различные лимфоциты имеют в своем ПА разные виды КАМ - хоуминг-рецепторы Хоуминрецепторы взаимодействуют с определенными, разными для различных тканей, адгезивными молекулами адрессинами. В результате этого одна часть Т-лимфоцитов оказывается в лимфатических узлах, другая - в селезенке, третья - в слизистой оболочке дыхательных путей, четвертая - в стенке кишечника и т.д. Оказавшись в специфическом окружении, Т-лимфоциты выполняют свои универсальные иммунные функции, некоторые параметры которых могут модифицироваться в зависимости от местонахождения этих клеток.

Таким образом, функция узнавания реализуется благодаря разнообразию вариантов гомологичных КАМ и существованию разных типов КАМ. При этом особое значение имеет то, что в ПА по-разному дифференцированных клеток представлены разные наборы КАМ. Все это обеспечивает высокую специфичность взаимодействий, которая сохраняется при формировании постоянных контактов.

Существование и значимость этой функции демонстрируется в опытах по мацерации многоклеточных структур - превращении их в смесь неконтактирующих клеток. Если подвергнуть мацерации ранний эмбрион млекопитающего и перемешать его клетки, через некоторое время происходит образование постоянных контактов между клетками одинаковых тканей и формируется подобие исходного зародыша Дефекты функции узнавания, особенно наследственные, вызывают целый ряд патологических состояний. Так, известны наследственные аномалии рецепторов к факторам хемотаксиса нейтрофилов (вид лейкоцитов), которые образуются в очагах инфекции. В результате этого нейтрофилы, циркулирующие в крови, теряют способность перемещаться в очаг поражения, где они должны фагоцитировать возбудителей болезни. Люди, обладающие такими дефектными нейтрофилами, страдают частыми инфекционными заболеваниями, протекающими в тяжелой форме.

При наследственных дефектах рецепторов к телоферону первичные половые клетки не попадают в зачатки половых желез. В результате этого гонады остаются в зачаточном состоянии, не секретируют половые гормоны и развивается дисгенезия гонад (недоразвитие половых желез). Больные женского пола при таком дефекте характеризуются половым инфантилизмом остановкой полового созревания (недоразвитием наружных половых органов, молочных желез и стерильностью) и низким ростом (120-140 см). Больные с мужским набором половых хромосом (XY) имеют женский тип развития, причем половые органы (яйцеводы, матка, влагалище, половые губы) у них недоразвиты и молочные железы не развиваются.

Опорно-двигательная функция ПА клетки осуществляется с помощью COCA, основными элементами которой являются МФ, СФ и МТ, а также двигательные белки миозины и транслокаторы (динеин, кинезин, динамин и др.).

Опорный компонент этой функции реализуется на основе формирования цитоскелета, определяющего форму клеток. Благодаря этому, многие клетки имеют относительно постоянную и характерную форму. Например, эритроциты млекопитающих существуют в виде двояковогнутых дисковидных элементов, что обеспечивается специфическими белками спектрином, F-актином и др., взаимодействующими с белками плазмалеммы.

«Разветвленная» форма нейронов образуется с помощью специфичных для них СФ - нейрофиламентов, причем особенности строения нейритов (нервных отростков) зависят и от МТ.

Дефекты цитоскелета являются причиной многих серьезных заболеваний:

определенных форм миодистрофий (слабость скелетных мышц), кардиомиопатий (аномалий сердечной мышцы), нейропатии (дефектов нейронов) и т.д.

Очевидно, аномалии цитоскелета могут вызывать перерождение нормальных клеток. В частности, известен случай образования опухолевых клеток в результате дефекта генов, контролирующих структуру белка актина, основного компонента МФ.

Двигательный компонент функции может проявляться в различных аспектах.

Один из них - динамичность формы клетки за счет изменения участков ее ПА, примером чего является транспорт в мембранной упаковке, особенно фагоцитоз. В этом случае существенную роль играет АМС, определенные дефекты которой блокируют данный процесс.

Известна наследственная аномалия, приводящая к тому, что фагоциты (макрофаги и нейтрофилы) теряют способность к фагоцитозу. Это, в свою очередь, вызывает повышенную чувствительность людей с таким дефектом к различным бактериальным инфекциям.

АМС принимает участие в специфических изменениях формы клеток.

Примерами этого являются актомиозиновые «кольца» в опоясывающих десмосомах и делящихся клетках животных. В последнем случае, такое кольцо перетягивает цитоплазму клетки, в результате чего она делится надвое.

Очень большое значение АМС имеет в мышечных клетках, обеспечивая их сократительную функцию. Нарушения этой функции вызывают очень тяжелые последствия для организма, являясь причиной миопатий и миодистрофий.

В клетках, способных в норме двигаться по субстрату (макрофаги, нейтрофилы), наследственные дефекты АМС вызывают патологическое состояние, названное парализованные фагоциты. Люди с такой аномалией страдают повышенной чувствительностью к инфекционным заболеваниям.

ТТС обеспечивают иные аспекты двигательного компонента опорнодвигательной функции - внутриклеточный транспорт мембранных пузырьков.

И в данном случае нарушение функционирования транспортных систем вызывают патологию. Например, в нейронах это приводит к снижению скорости передачи нервного импульса в синаптическом контакте. В клетках, имеющих специализированные органоиды движения - реснички и жгутики, наследственные дефекты тубулин-динеиновой системы блокируют их подвижность.

Такова причина синдром неподвижных ресничек, при котором резко повышается чувствительность к инфекционным воспалениям слизистых носоглотки, дыхательных путей и среднего уха, содержащих эпителиальные клетки с ресничками. Мужчины с этим синдромом являются бесплодными изза неподвижности сперматозоидов, так как движение мужских гамет обеспечивается тубулиндинеиновой системой аксонемы их хвоста.

Метаболическая функция ПА клетки определяется тем, что в составе всех его элементов (гликокаликсе, плазмалемме и периферической гиалоплазме) обнаруживаются ферменты. Благодаря этому, ПА принимает участие в процессах синтеза и расщепления органических веществ, т.е. в метаболизме клетки. Спектр разнообразия ферментов в ПА может быть достаточно большим;

например, в ПА гепатоцитов содержит не менее 25 видов ферментов, катализирующих соответствующие реакции.

Примером ферментов гликокаликса являются гидролазы - периферические белки эпителия тонкой кишки. Здесь они обеспечивают пристеночное пищеварение, катализируя расщепление углеводов (гликозидазы), липидов (липазы), белков и пептидов (протеазы, протеиназы, пептидазы) и нуклеиновых кислот (нуклеазы).

Наследственные дефекты таких ферментов приводят к разнообразным расстройствам пищеварения. Например, наследственный дефицит лактазы, катализирующей расщепление лактозы на галактозу и глюкозу, проявляется сразу после рождения, так как лактоза является компонентом материнского молока. Характерными симптомами этой непереносимости лактозы являются спазмы кишечника, метеоризм (скопление газов в кишечнике) и диарея (понос). В данном случае накопление лактозы, не расщепившейся в тонком кишечнике: вызывает ее частичное расщепление кишечными бактериями в толстой кишке (следствие - метеоризм) и адсорбцию больших количеств воды (следствие - диарея). При таком заболевании, особенно опасном для детей, наблюдается и лактозурия (присутствие лактозы в моче).

Большое количество ферментов локализовано в плазмалемме, например, фосфолипазы А и С, гуанилатциклаза, протеинкиназа С и др. Кроме того, ферментативной (АТФазной) активностью обладают насосы плазмалеммы: Санасос и каталитические рецепторы, имеющие протеинкиназный цитоплазматический домен. Уникальными для плазмалеммы ферментами являются 5-нуклеотидаза, щелочная фосфодиэстераза, Na/К-АТФаза, аденилатциклаза и аминопептидаза.

Наследственные дефекты ферментов плазмалеммы приводят к определенным изменениям метаболизма клетки, могут нарушать AT ионов или блокировать передачу сигналов в конкретных РСС.

В периферической гиалоплазме также локализуется достаточное количество белков с ферментативной активностью, например, протеинкиназа А и миозин, головки которого являются АТФазами. Важные каталитические элементы, обнаруженные в субмембранном комплексе, - ферменты гликолиза, бескислородного этапа энергетического обмена, при котором расщепление глюкозы используется для синтеза АТФ.

Известно несколько наследственных болезней, обусловленных пониженной активностью ферментов гликолиза, при которых развивается гемолитическая анемия (малокровие из-за разрушения эритроцитов).

Индивидуализирующая, или маркерная, функция ПА клеток проявляется в том, что ПА разных клеток отличаются по набору определенных молекул. В качестве таких молекул могут выступать белки, гликопротеины и гликолипиды, входящие в состав плазмалеммы и гликокаликса. С точки зрения рассматриваемой функции они являются индивидуализирующими маркерами, или антигенами, которые можно подразделить на 2 категории.

К первой относятся дифференцированные маркеры, обнаруживаемые при сравнении ПА разных клеток одного организма - клеток разного типа дифференцировки. Так, свои специфические маркеры имеют эпителиальные клетки, нейроны, кардиомиоциты, гепатоциты, лимфоциты и т.д. Каждый из переносчиком, рецептором, ферментом или адгезивной молекулой, что отражает специфику функций разных клеток многоклеточного организма. В норме они не являются антигенами для собственной иммунной системы, находясь в соответствующем наборе дифференцировочных маркеров.

При некоторых патологических состояниях такие маркеры способны индуцировать иммунный ответ собственного организма, становясь функционально аутоантигенами. В частности, определенные органы (мозг, семенники) изолированы от иммунной системы соответствующими гематотестикулярным, соответственно), благодаря специфическому строению стенок капилляров мозга и семенников. В результате иммунная система не способна определять специфические маркеры нейронов и мужских половых клеток как «свои» - эти маркеры являются потенциальными аутоантигенами.

При серьезных черепно-мозговых травмах происходит нарушение гематоэнцефалического барьера и развивается иммунный ответ на дифференцировочные маркеры нейронов. Это сопровождается иммунным разрушением нервных клеток головного мозга, следствием чего являются разнообразные энцефалопатии (нарушения функций головного мозга), которые могут завершиться и смертью организма. В плазме крови пострадавшего в такой ситуации обнаруживаются аутоантитела - антитела к маркерам собственных нейронов. Аналогичная ситуация наблюдается и при нарушениях гематотестикулярного барьера, приводящих к стерильности (бесплодию) из-за иммунного разрушения половых клеток мужчин.

Наличие (или отсутствие) соответствующих дифференцировочных маркеров в ПА данной клетки определяется активным (или неактивным) состоянием гена, контролирующего структуру этого маркера. Так как в каждой клетке организма представлен набор всех генов, отсутствие маркера означает, что соответствующий ген в данной клетке инактивирован (выключен). При нарушениях регуляции работы таких генов в ПА появляется маркер, не характерный для клетки. Это может служить причиной иммунной реакции на данный аутоантиген, так как он оказывается в не обычном для него наборе маркеров.

Например, маркер HLA-DR характерен для ПА только определенных клеток:

макрофагов, дендритных клеток и В-лимфоцитов. Известны случаи, когда этот маркер появляется в ПА -клеток поджелудочной железы, где становится аутоантигеном. В результате этого происходит иммунное разрушение -клеток, синтезирующих и секретируюших гормон инсулин, и развивается одна из форм инсулинзависимого сахарного диабета аутоиммунный сахарный диабет, диагностируемый по наличию аутоантител.

Вторая категория индивидуализирующих маркеров отражает различия между ПА однотипных клеток разных организмов одного вида, например, человека.

Такие маркеры получили название групповых антигенов и представляют собой группу структурных вариантов одно и того же маркера, объединенных в систему групповых антигенов. Фактически, к одной системе групповых антигенов относятся маркеры, структура которых контролируется различными аллелями одного гена.

Примером систем групповых антигенов являются системы групп крови, которые подразделяют на эритроцитарные, лейкоцитарные и тромбоцитарные. У человека известно более 20 эритроцитарных систем групп крови, важнейшими из которых в медицинском отношении являются система АВО и резус-система.

Система АВО представлена тремя антигенами: А, В и Н, - которые, по своей структуре, являются гликосфинголипидами плазмалеммы. Наибольшее количество этих антигенов обнаруживается в мембране эритроцитов (порядка 10 млн.), однако, они имеются и в плазмалемме других типов клеток, хотя и в меньшем количестве. Различия между антигенами А, В и Н касаются углеводного компонента гликосфинголипида и определяются активностью фермента галактозилтрансферазы (ГТ). Структура этого фермента кодируется аллелями гена I, причем разные аллели определяют различную активность ГТ. Активная форма фермента катализирует реакцию превращения антигена Н в антигены А или В, т.е. Н является биохимическим предшественником А и В.

Антиген Н синтезируется в ходе соответствующей цепи реакций и имеет следующую структуру: церамид=Nацетилгалактозамин*галактоза*N-ацетил-глюкозамин*галактоза*фукоза (фукоза - изомер глюкозы). Один из аллелей гена, I°, кодирует неактивную форму ГТ, ГТ°. Благодаря этому, у людей, имеющих набор аллелей I°I° в мембране эритроцитов обнаруживается только антиген Н, и их относят к группе крови О (I).

Аллель IА кодирует активную форму ГТ - ГТА, специфичную к модифицированной галактозе - N-ацетилгалактозамину, который с помощью ГТА присоединяется к концевой галактозе антигена Н. В результате этого в клетке синтезируется более сложный антиген А. У людей, имеющих наборы аллелей IАIА или IАI°, в плазмалемме эритроцитов обнаруживается только антиген А, и они относятся к группе крови А(II).

Аллель IВ также кодирует активную форму фермента - ГТ В, но имеющую иную субстратную специфичность. Действие ГТВ проявляется в присоединении к концевой галактозе антигена Н не N-ацетилгалактозамина, а галактозы, что приводит к синтезу антигена В. Вследствие этого, у людей с наборами аллелей IВIВ или IВI° образуется только антиген В, и они представляют группу крови В(III).

Наконец, у человека могут быть два разных аллеля, IА и IВ, кодирующих, соответственно, ГТА и ГТВ. В таком случае одна часть имеющегося антигена Н «превращается» в антиген А, а другая - в антиген В, т.е. в ПА эритроцитов представлены оба этих антигена. Одновременное присутствие антигенов А и В в плазмалемме служит критерием принадлежности к группе крови AB(IV).

Наличие систем групповых антигенов позволяет иммунной системе организма опознавать чужеродные клетки и разрушать их. Это необходимо учитывать при переливании крови (трансфузии). Донор (человек, дающий кровь) и реципиент (человек, которому кровь переливают) должны быть совместимыми по группам крови - реципиент должен иметь все варианты антигенов, которые есть у донора. В противном случае иммунная система реципиента будет разрушать эритроциты донора, так как на них представлен не свойственный реципиенту вариант антигена.

В этом отношении люди с группой крови AB(IV) являются универсальными реципиентами по системе АВО - им можно переливать кровь любой из четырех групп этой системы. С другой стороны, люди с группой крови О(1) представляют собой универсальных доноров, так как их кровь можно переливать людям любой группы крови по данной системе. Однако, эти универсальные доноры являются реципиентами только группы крови О(1). На практике, если это возможно, рекомендуется полная совместимость донора и реципиента - они должны быть одинаковой группы крови но системе АВО.

Так как антигены А, В и Н обнаруживаются в ПА и других кле ток, совместимость по этой системе групп крови необходимо учитывать и при трансплантации (пересадке) тканей и органов. В этом случае требуется наличие совместимости донора и реципиента и по другим системам групп крови, в первую очередь - по лейкоцитарным антигенам системы HLA. Несоблюдение этого правила приводит к отторжению трансплантата. Именно поэтому пересадка участков кожи с одной части тела на другую (например, при лечении последствий ожогов) не вызывает иммунологического отторжения.

Pages:     | 1 |   ...   | 2 | 3 ||