Pages:   || 2 | 3 |

«вебосаы Книга поеввщена собственным именам космически объектов—от Млечного Пуія и созвездии ао асте­ роидов и спутников плапет. В космических названи ях отразилась ...»

К 26 Карпенко Ю. А. Названия звездного неба,— M.J

Наука, І98І.—184 с. (Сер. «Литературоведение о

языкознание*)

вебосаы

Книга поеввщена собственным именам космически

объектов—от Млечного Пуія и созвездии ао асте­

роидов и спутников плапет. В космических названи

ях отразилась многовековая история познания чело

ярком

основное внимание уделяет лянівиеіическому ана­

лизу собственных инеи космических тел.

46.2 Отпетстееппый редактор доктор филологических нак А. В. СУПЕГ-АНСНДЯ

class='zagtext'> ВВЕДЕНИЕ

Человечество пе собирается вечно оставаться в своей колыбели. Исполпяется пророческое предвидение К. Э. Циолковского — с Земли люди и корабли все дальше уходят в космос.

И далекий космос приближается к нам. Спутниками, подвигами космонавтов он входит в повседневную жиз людей Земли. Он становится нонятпее и нужнее.

А космос — это не только шше физические состояни и иные миры. От галактик и созвездий до малых планет и даже метеоритов познанные человеком космические о екты имеют свои собственные названия.

Человеческий путь позиания всегда сопровождался словом. Все своп открытия и победы человек обозначал средствами языка — именовал. Без этого, без таких име нований нечего бьгло бы п думать о накоплении знаний о передаче их последующим поколениям.

Поэтому, живя в реальном мире, мы вместе с том я;и в мире слов, обозначающих этот реальный мир и все ег компопенты. А среди слов больше всего именований, с ственных имен отдельных конкретных предметов и лю Если общих слов в современном русском литературном языке насчитывается около 200 тыс., то собственных им в нем, но-видимому (точные цифры неизвестны), в тыс раз больше, т. е. порядка 200 млн.

Эта невообразимая огромность распределяется преж всего Двумя объемными классами — географическими званиями и именами людей. В названиях запечатлена в география нашей великой Родины. Ведь не только выда щиеся, крупные объекты имеют свои названия. Названы и малые, даже мельчайшие объекты — улицы, части се ла, урочища, овраги. А сколько имен людей? Точнее говоря, в узком смысле этого термина их немного, но з фамилий и прозвищ — почти необъятное множество. Б дучисредством межнационального общения, русский яз включает и выражает все национальные именнпки наро дов Советского Союза.

S В этом словесном море космические названия, хотя и гораздо меньше, отнюдь не тонут. Они эанимают свое ос бое место, так как обозначают особый и весьма сущест­ венный участок окружающего нас мира.

Развитие астрономии и космонавтики приводит к то­ му, что возрастает и весомость, впачимость космических названий. Если для человека XIX в. имя Венера но пре­ имуществу обозначало богиню любви (А. С. Пушкин 23 раза употребил в своих произведениях слово Венера с этим значением, а о планете Венере упомянул лишь од­ нажды), то в паше время название Венера прежде всего ассоциируется с планетой Солнечной системы, а уж за­ тем — с античной богиней.

Космические названия — не просто знаки для разли­ чения космических объектов. Эти названия — голос ис­ тории, свидетельства минувшего, дающие нам представл ние о том, как в древности понимали небесные тела, о ст ринных космогонических концепциях и о практическом использовании звездного неба для ориентации во време­ ни и пространстве. Космические названия — один из самых ярких памятников исторпп астрономии. Широко, своеобразно и красочно они отразили многие этапы науч ного познания Вселенной.

Космические названия облегчают запоминание косми ческих объектов, и в частности созвездий. Издавна они служили небесными ориентирами, надежным мпемотехническим средством,.позволяющим лучше усвоить кон­ фигурацию звездного неба.

' Почти все космические названия ныне «молчат». Их исторический смысл либо вообще скрыт от современног человека (звезда Вега), либо открыт лишь своей поверхно стной стороной (созвездие Пегас). Но если разобраться в языковых связях и условиях появления этих названий, то они расскажут нам много любопытного и поучитель­ ного.

Глава I

ЗВЕЗДНЫЕ ИМЕНА

Десятки, сотни, тысячи названий небесных тел, как не­ рушимые веха времени, отмечают нелегкий путь позна Вселенной. Одни из них, например: Персей, Геркулес (созвездия), Марс (планета), известны с глубокой древн сти, другие родились в наши дни, как названия астерои 1789, 1790 в 1791 — Добровольский, Волков, Пацаев,— они хранят память о героях-космонавтах.

Живя в настоящем, названия небесных тел свидетел ствуют о прошлом, о времени и месте своего возникно ния. Выявить и расшифровать их, прочесть смысл назв ний — интересная, хотя и трудная задача. Она как буд облегчается тем, что многие космические названия — обычные, понятные нам слова: созвездия Лев, Лебедь, Близнецы, галактика Водоворот. А другие непонятны ли потому, что взяты без перевода из арабского, греческо или латинского яэыка. Названия звезд Денеб и Ригель в переводе с арабского означают ‘хвост’ и 'нога’, а звез ды Капелла и Мира — по-латыни 'козочка’ и ‘удивитель но это — кажущееся облегчение. После расшифров ки этимологического смысла названия всегда остается трудный вопрос: почему. И суть этого вопроса не в том лишь, каким образом, скажем, созвездие получило назвапио Лев. Ведь его можно сформулировать и так: по­ чему именпо Лее, почему данный объект назван так, а по иначе? Астрономы и популяризаторы астрономич ких знаний в поисках ответа издавна обращаются к античной мифологии. Но мифология, как мы попытаем это показать, скорее мешает, чем помогает понять смы старых астрономических названий. Земные социально исторпческпе реалцп значплп для небесной номинации гораздо больше, чем мифы.

Да и самый обьтчиый, элементарный смысл слов, ст ших названиями небесных тел, со временем может быт утрачек. Особенно часто это происходит, если названи образовало от собственного имени. А названий таких много. Астероид 54 именуется Александра^ мы легко мо определить, что это — жснское имя. Но название свое он получил в честь великого немецкого естествоиспыт ля Александра Гумбольдта! Открытая в 1858 г., в разга естероидного «бума», ата малая планета была наречена после продолжительной дискуссии именем ученого, а сей час о связи Александры с Александром Гумбольдтом знаю лишь немногие.

Здесь мы уже вторглись в область специального аст­ рономического словообразоваипя. Ведь имя астероида имеет формальные отличия от имени ученого, оно видоиз менено. Такив видоизменении, как правило, стандарт­ ны и легко объяснимы. Но подчас они оказываются очень даже пестандартными.

В общеупотребительном русском языке нет прилага­ тельного сверхновый, а вот астрономам хорошо известны сверхновые, особенно яркие взрывающиеся звезды, ко­ торые при взрыве теряют от 1 до 90% своей массы, сжи­ маясь в белых карликов. Сопоставляя термины сверхно­ вая и новая (такие взрывающиеся звезды тоже существую и исходя только из смысла их компонентов, можно заклю чить, что сверхновая — это что-то вроде более новой, бо­ лее «свежей» звезды. Но такое заключение было бы со­ вершенно ошибочным.

Термин новая ввел в астрономию Тихо Браге, который в книге «De Nova Stella» («О цовой звезде»), вышедшей в 1573г., описал вспышку в 1572 г. в созвездии Кассиопеи яркой звезды, нагнавшей страх на всю Европу. Со бре­ мен Тихо Браге этим термином именуют веяную звезду, вспыхивающую там, где раныпе звезды не было. Однако в 20-х годах нашего века астрономы определили, что особо массивные звезды по мощности и результатам взры ва резко выделяются среди обычных новых звезд, превмт их но величине вспышки в миллионы раз. Вот эти особо мощные новые и стали именоваться сверхновыми звездами Приставка сверх- указывает на мощность взрыва, усили­ вает астрономический, а не общеупотребительный смысл слова новый. И для истории термина уже несущественно (хотя зто и любопытно), что звезда, породившая благо­ даря Тихо Браге термин новая, на самом деле была, как зто стало ясно в XX в., сверхновой.

Изучение космических названий свидетельствует, что в древности эти названия возникали преимущественно вследствие ассоциаций с общественно значимыми пред­ метами и явлениями — ассоциаций по сходству (они нааываются метафорами) или по смежности (такие ассоциа ции именуются метонимиями). Здесь задача исследовате­ ля — найти и объяснить такие ассоциации. В новейшее время космические названия изменили свой характер и стали в основной массе мемориальными, памятными Смежность, а тем более сходство с источником назван могут полностью отсутствовать. Просто источник этот представляется обществу (либо одним лишь авторам н звания) существенным, заслуживающим того, чтобы б увековеченным в небесном имени. Здесь ученый долж точно установить источник названия и определить, по чему он оказался существенным.

Вселенная бесконечна. Одпа паша Галактика содер более 150 млрд. звезд. А доступная наблюдениям част Вселенной включает, вероятно, более 100 млрд. галакт Но это вовсе не означает, что и космических названий тоже бесконечно много. Во-первых, число космически объектов, найденных астрономами и могущих быть по именованными, велико, но конечно. Даже в своей Гал тике астрономы не могут увидеть большинства звезд, поскольку их закрывают темные пылевые туманности А во-вторых, и это в данном случае самое главное, сло ные обозначения имеет лишь ничтожная доля известн астрономии небесных тел.

Следует оговориться, что астропомы имеют для «вн реннего пользования» довольно четко регламентирова условные (как правило, буквенно-цифровые) обозначе всех интересующих их космических объектов, наприм астероид 1948 SB (так именуется малая планета № не имеющая словесного названия), галактика NGC Эти обозначения, строго говоря, тоже являются собств ными именами. И это не просто произвольные знаки, о содержат, как увидим, вполне определенную информа Но информация эта, так сказать, сугубо техническая и всей серии обозначений одинаковая. Поэтому, говоря звездных именах, мы имеем в виду, конечно, имена сл ные. Им и посвящена данная книга, хотя нам иногда п ся обращаться и к условным обозначениям.

Итак, словесными именами наделено относительно большое количество космических объектов. Это объек во-первых, известные с древнейших времен, когда ни­ каких других обозначений, кроме словесных, для них существовало {например, «старые» созвездия, яркие з ды); во-вторых, получившие.название по традиции, п чем здесь четко выделяется традиция древней астроно («новые» созвездия) и традиция, сложившаяся на прот жении нескольких последних веков (кометы, детали п верхностй Луны и др.); в-третьих, особо примечательны своими свойствами или видом (некоторые звезды и галак тики). В сумме это составляет около 4000 названий, если считать по одному названию на объект и учитывать толь отдельные космические объекты, т. е. не принимать в ра чет названия деталей Луны (таких названий около 1300) и Марса (их несколько сотен).

На самом деле названий больше. Один объект может иметь и несколько разных названий. Астрономия стреми ся всячески этого избежать. Ведь собственные названия небесных тел — это своеобразные астрономические тер­ мины. А синонимы терминологию отнюдь по обогащаю Одно явление Должно обозначаться лишь одним терми­ ном, иначе неизбежна путаница. И астропомы павели в используемых ими названиях порядок.

Правда, в литературе встречаются и сейчас отдельиы колебания. Например, третий спутник Сатурна Тефию называют иногда еще и Фетидой 1. Любопытно, что раз­ двоение названия произошло вследствие ошибки (внима автора на это обратил И. Л. Гепкпп). Тефия и Фетида — два разных персонажа древнегреческой мифологии.

Ж. Кассини, открывший в 1684 г. спутник, назвал его именем титапидн, дочери Урана и Геи, Тефии. ІІо по-ла­ тыни это имя пишется Tethys, похоже на имя нереиды Ф тиды — Thetis. Кстати, в старой русской литературе име на обоих этих божеств писали совершенно одинаково — Тетис. В общем, похожесть оказалась роковой“: одни название спутника передавали верно: Тефия, а другие — неверно: Фетида. По два названия сохранили и отдельны звезды (в прежние времена это случалось довольно част Так, а Андромеды именуется Алъферрац, или Сиррах.

Оба названия — части арабского имени Этой звезды Сиррах ал-Фарас, что значит 'пуп коня5. Звезду включали также в созвездие Пегаса, отчего она и получила столь странное имя.

В целом же астрономы всего мира ныне пользуются наковыми наименованиями космических объектов, прич эталоном для национальных форм названия принято счи тать его латинское написание.

Куликовск Но так было пе всегда. Разные народы и даже разные локальные группы одного народа именовали звездное н М., 1971, с. 410.

бо по-развому. В значительной мере такое состояние сохранилось и сейчас. Кроме научных, существует, осо­ бенно для Млечного Пути и заметных созвездий, огром­ ное количество названий народных. И конечно же, для науки народные названия не менее интересны, чем наз­ вания научные. Наиболее древние научные незнания вы­ росли тоже из народных. Отвергнутое астрономией мно гообразие наименований одного космического объекта радует историка. Это многообразие хорошо показывает, как различия социально-экономического уклада, разли­ чия жизни и быта вынуждали людей видеть на небе в од ном и том же очень разные вещи. Исследовательница на званий космических объектов М. Э. Рут собрала 52 рус­ ских народных названия Большой Медведицы, 21 назва­ ние Ориона (либо только его Пояса), 20 названий Млеч­ ного Пути, І8 названий Венеры *. И это все — только в одном языке. А если сложить названия разных народов Как видим, материала для исследования, материала сложного, увлекательного, очень много. Интерес к назва ниям космических объектов, попытки объяснить эти наз вания известны издавна. Французский астроном и бле­ стящий популяризатор астрономических знаний Камилл Фламмарион (1842—1925) рассказывает тогую псториг «Один недогадливый человек задал, говорят, такой воп­ рос астроному? „Я готов поверить, что ученые каким-то образом узнали расстояние до звезд, определили их раз­ меры и разведали о них еще многое другое. Одного толь ко не могу понять: откуда могли люди дознаться, как звезды называются?“» 3. Комментарий Фламмариона к э му анекдоту — «люди сами дали имена звездам и созвез диям, как и всем прочим вещам»,— совершенно верен.

Но ведь и после такого разъяснения вопрос о названиях остается открытым: где, когда, почему они появились?

Почему они оказались такими, а не другими?

Нельзя сказать, что в популярных и учебных книгах по астрономии ответов на этот вопрос совсем нет. Но он обычно начинаются и кончаются античной мифологией.

Первый русский звездный атлас, изданный Корнелием Рейссигом в Петербурге в 1829 г. (фактически атлас вы­ шел лишь в 1834 г.), так объясняет названия созвездий Фламмари мией других народов СССР: Автореф. дис. на соискани степени кандидата филологических наук. Томск, 1975.

,шоі"і Бодпноіі Зчтгіі it даже Большая Водяна •оворг.т, ’o некогда Аполлон хотел Юпитеру ертлу, длп чего поедал своего Воропа с Чаше 0 сек, опоздашчп, оправдал себя тем, что буд бы о мп п препятствовал ему черпать воду; после чего.'1 '11 и.інпііпл Ворона подле Чаши л иелел Змшо и воляв. ему пз нее пить», Эту же легенду, только совремепым слогом п с мен уворргщоетыо в ее правильности, сообщают и сейчас:

«В памяти человеческой стерлись всякпе следи происх дения стітх' дрсвоейшдх созвездий, Правда, до нас дош один далеко не достоверный рассказ о том, что якобы в этом месте небосвода запечатлен ют Ворон, которого Аполлон поел ал с Чаіггеіг sa водой для вмполпеггия од ре.ппгпозного рптуала, Борогг пе исполнил просьбу Ап лона, па что вместе с Чашей в наказание был навсегда мещен га спічіу омерзительного Змеевидного небесног чудовища» 4. Меаду тем ота кочующая по страницам сказка явно вторична. Ола придумаиа после появления Еазввт:й созвездий Ворон, Чаша и Гидра, специально для (объяснения» этпх наявапиц, а первоначально, повпдимому, линь для их запоминания, itait міземотехни кое средство.

Астрономы [.несли большой вклад в расшифровку гвездпых названий. В этом илане много интересных со ражений содержит, например, работа Д. О- Святского «Очерки истории астрономии в Древней Гуси* 6.

Американский астроном Г. Рей предложил для боль шинства созвездий очертания, соответствующие предм там, отраженным в ох цазвапиях. По крайней мере в ча сти случаев найденная Г. Геем конфигурация как раз к объясняет название созвездия. Созвездие названо, сі;

, еп 1 к потому, что его звезды образуют фигуру лі.а.

л т 1 I проиеддиво заметил о своем методе изображени ( if ци «Вполне возможно, что новый способ не тан \ г г, Человеческий глаз хочет велеть осяыс:іеппые (irvpi'f -- Сеть оспокпипя полагать, что еще на заре че г г тв\ люди пачалп ориентироваться среди множества 1 мыеленга.гм взором фигуры, образуемое гр іі. і;^чп;() астропомпчссвііе после,(О&авпя, М., нами 8вепл. Вогімотккп, мы долгам ]) точг-остп то л;е са что и ОНИ» 5, В настоящее время ?чездкь;у пмека заинтриговали так же и языгЮведов. Как ни сиецнфіппы космические объе ты, их названия все рнпно остаются слопали, фактами ял ка. Поэтому их, естественно, нуипю изучал».іипншстіріс гшіпг истодами. Не ограннчииаясь вопросами происхож дения, языковеды зіі;і'Гігголыго расширили круг тем, связагггюх с цзучеппеч космичгских назнапий. Они рас­ сматривают, нлирпмер, географическое распространено пародных ітавионпй, историческое развитие этих назван Изучение космических лазвашш хорошо вішсалось в со­ зданную в составе языкознания пауку о собственных пме оах — ономастику, образовав иажзую часть этой пауки.

Эіу часть ономастики стали иазивать астронимикой, ц.гп кос.чонимикой, Соответственно, название одного не­ бесного тела обозначается термином астрони.ч, либо космоним. Попытки разграничить фушщли зтих одно­ значных терминов либо пвбавшься от одного из них пока по \веічаліісь усне.\ом.

Серьезное лингвистическое изучение асгропимоп, по сути, только начинается, по у?ке дало положительное ре зультаты в роботах В. Л. Никонова, Б. А. Розенфедьда, А. В. Суперанской и других pootkfj» іі зарубежных Ученых 7. Собраны большие агтроінімпчсскпе материалы (хотя следует сразу же сказать, что да.".ініейшпе их конс ки остаются задачей перростепенпой ва;кности), очерчен проблематика, намечен^ методы изучения астроничпп.

Одпако собственно астрономические позпапня лингвис­ тов скудны. А зто оірицпісльно ска.ш/кіггся на k'J}чеіщп ими космических назиаанн. Только содружество астро­ номии к лингвистики, сочетание аегроггоштчеекпх п лин вистических знаний будет способствовать успешному из чению астроквмов.

Для взучепия космических названий существен воп­ рос об их группировке Есть несколько взанмоевнзпнных способов членения ьсех астроггамов са дне группы, С од ним пз них мы уже ноаиакомнлцсь — это деление косми 5 Заслуживает быть отмеченной нитереенан этнографич работа польской исследовательницы М, Глааышовои:

ческих названий на научные и народные. Многие особен ности (в Том числе единообразие первых и разнообрази вторых) отджчают эти две группы названий. И если нау ные назвайв могут принадлежать любым типам косми­ ческих объектов, то народные — отнюдь нет. Народных названий( например, астероидов, не существует; астерои ды видны только в телескоп. Народные астронимы воз­ можны липть для видимых невооруженным глазом объе тов — для тех деталей небосвода, которые с глубокой древности открыты пытливым взорам человека.

И в этом отношении деление космических названий на научные и народные сближается с другим их делени на новые и старые. Некоторые группы объектов, напри­ мер: спутники планет (кроме Луны, естественно), детал поверхности Марса, имеют только новые названии: в ст рину о существовании этих объектов люда не знали. Од нако не существует таких групп космических объектов, которые имели бы только старые названия. Даже в наз­ ваниях созвеэдий есть не только старые, но и новые.

К числу старых относят названия античной и арабской астрономии, а также эквивалентные народные названия созданные в Других странах. Время появления и авторы старых названий, как правило, неизвестны.

Новая серия космических названий появилась после 7 января 1610 г., когда Галилео Галилей впервые напра вил свой телескоп на ночное пебо и увидел объекты, ра человеческому глазу пе доступные. Новые названия вес ма различны и по своему характеру и по времени рожде ния — ведь промежуток от 1610 г. до наших дней очень ве.іик. Но все они появились и существуют до сих пор к научные термины, объединяет их и то, что время, место рождения, их автор точно известны или могут быть уст новлены.

Деление астронимов па старые и новые, па первый взгляд, полностью совпадает с другим их членением — с bi,[делением названий космических объектов, видимы невооруженным глазом, и названий объектов телескопи ческих. Рубеж этих двух групп — тот же 16Ю год: рапь пгс люди, естественно, не видели телескопических небе ных тел. Однако астронимы, возникшие после 1610 г., астроннмы новые, отнюдь не все принадлежат телеско­ пическим объектам. Среди новых названий — имена 40 созвездий {преимущественно южного неба) и всех к среды которых отдельные в период наибольшего прибли пия к Солнцу тоже видимы без каких-либо оптических приспособлений.

Предложено еще одно деление астроннмов на две гру пы. Речь идет о различении названий космических объе тов — реальных, природиых тел — и названий звездног неба — проекции космических объектов на ночное небо Земли. Скажем, созвездия относятся только ко второй группе: ведь таких отдельных космических объектов не созвездие — это сочетание звезд, объединяемых лишь з ным наблюдателем. А вот астероиды принадлежат к пер вой группе. Для человека, Просто глядящего на ночное небо, а не специально его изучающего с помощью опти ческих приборов, астероидов не существует.

Все зти деления при анализе астронимов надо тан или иначе учитывать, потому что принадлежность косм ческого названия к определенной группе уже как-то хар теризует свойства этого названия. Но в основу группиро ки названий при их описании целесообразно положить ее одно из этих делений, а членение их по типам объек­ тов. Иначе говоря, удобно сначала описывать, скажем, названия созвездий, затем звезд, планет и т. д. Рассмат­ ривая наименования однородных объектов, мы можем более экономно и четко изучить большинство астровим Внутри же ряда наименований однотипных космически объектов можно {и нужно!) учитывать названные выше группировки. Именно такой метод изложения принят в данной книге.

Звезды всегда привлекали людей. Люди придумывал легенды и сказки, приписывая звездам то, чего у них не Затем началось медленное и мучительное познание исти ной природы звезд — открытие того, что у них есть. И о ним из первых звеньев в цепи познания было рождение имен. Человек закрепляет достижения своего разума названиями. И потому они не исчезли, не вытеснились условными астрономическими обозначениями. И потом тяга к ним пе иссякает.

Революционер и ученый Николай Александрович Мо розов вспоминает о своих занятиях астрономией в доре­ волюционном Крыму: «Каждому и каждой хочется вос­ Морозов В пользоваться случаем узнать от нас названия звезд, кото рые, как справедливо жалуются они, очень трудно разы кивать неопытному человеку по картам» 8.

В наши дни полеты в околоземное пространство стал привычны. Космические корабли бороздят просторы Со нечно^ системы. II, конечно же, звездные имена все бол шз влекут человека, Глава II

ГАЛАКТИКА

Вероятно, самым удивительным образованием звездног неба является Млечный Путь — серебристая туманная полоса, опоясывающая небесвую сферу й хорошо видимая в безлунные ночи. Полоса эта была замечена и назвапа человеком еще в глубокой древности. И пет народа, кото рый не вмел бы для нее своего имени и своей интерпрет ции, Древние греки объясняли появление этой полосы следующим образом. По приказу Зевса его сын Геракл, рожденный смертной женщиной, был поднесен к груди спящей Геры, Чтобы молоко богини сделало младенца бессмертным. Одпако проснувшаяся Гера резг?о оттолк нула новорожденного. Геракл не стал бессмертным, а брызгавшее из божественной груди молоко оставило на небе яркий белый (а вечный, бессмертный!) след — Мл ный Путь, Это толкование — разумеется, весьма наивная попыт ка осмыслить непонятное явление, Но не будем слишко Строг п. И в более поздние времена очень серьезные лю полагали, что Млечный Путь — это отрая;ение солнеч­ ного света, скопление паров под звездами, пылающие в н эемные газы или дан»е своеобразная заклепка, соединяю щая две небесные полусферы. Известны и правильные догадки, восходящие еще к Пифагору, по только в Галилео Галилей установил истинную природу Млеч­ ного Пути. Направив па него свой телескоп, ученый уви дел, что Млечной Путь состоит из бесчисленного колич ства звезд.

Впрочем, сам факт существования Этого скопления о тавался непонятном и после Галилея. Даже в XIX в., через 100 лет после Открытия Вильяма Горшеля,в основ верно объяснившего сущность Млечного Пути, многие астрономы полагали, что эта система находится «вне пр делов попимапия самых изощренных умов». И характер но, что этими словами английского астронома Агггесы Кларк завершил свой обзор названий Млечного Пути Ри чард Аллен в книге, впервые изданной в 1899 г. ‘ Поэтому мы вполне можем вериться к молоку Геры.

Правомерен вопрос, что в данном понимании Млечного Пути древнее — Гера или молоко. Дело в том, что белес Млечный Путь объективно допускал по црету ассоциаци с молоком. Млечный Путь похож на пролитое молоко. И греки чаще всего называли его Таіл 'молоко’ либоКіхХо;

Xaxuxs 'молочный круг’. Миф о Гере и Геракле лишь об нял, откуда это молоко взялось. Миф, по-видимому, и со был специально для этой цели. Просто же Молоко без объяснения причин его появления греки видели на небе и до появления легенды. Мифологическая интерпретаци названия, взятого из реальной жизии людей, появилась позднее. Можно полагать, что эта интерпретация вообще родилась не в Греции, а пришла с Востока. Еще в древне Шумере Млечный Путь связывали с богиней Наной, женой бога неба. А ведь и в греческой мифологии Гера жена верховного бога Зевса.

Здесь уместно отметить, что в санскрите, древнем язы ке Индии, Млечный Путь ичеповался Divatmoja 'боже­ ственный путь’. В Иране он некогда был известен как Тропа Аримана, а в древней Скандинаяйн — как1 Дорога Одина. Ариман, точнее Анхра-Майпыо, считался у древ­ них ирапцев повелителем злых божеств; Одан — верхов ный бог скандинавской мифологии.

Собственно говоря, все старые звездные названия — попытки осмыслить, понять ночное небо, Поэтому они и составлялись не из специально созданных слов, а пов­ торяли обычные слова языка.1 в основе их лежал тот или иной образ. Образ этот обозначался в два этапа: сначала звездному объекту — Млечному Пути или созвездию — присваивалось по сходству имя общеизвестного, обще­ ственно значимого объекта, а затем уже это имя как-то вводилось в мифологию, получая ту или иную интерпре­ тацию. Вхождение в мифологию было вполне логичным Ведь тот же Ворон или, скажем, Молоко {Млечный Путь) находились в необычных условиях — на небе, а пе на земле. Но не менее логичной была и вторичпость, неизна чальность подобного вхождения.

York, 1963, p, 485.

Многочисленные и разнообразные названия Млечног Пути вполне подтверждают эту закономерность появле­ ния старых названий космических объектов. В этой связ уместно обратить внимание на внутреннее противоречи заключенное в названии Млечный Путь. Данный косми­ ческий объект можно назвать Молоком, интерпретируя подобным образом его субстанцию. Так н поступило дре ние греки, которые, кстати, никогда не обращались при этом к идее дороги. Можно назвать его и Путем, интер­ претируя его форму. Такое название Млечного Пути имеется среди русских народных его именований; Вла­ димир Даль записал названия flymu и Дороги. Венгры пааывоют Млечный Путь Orsgut ‘дорога’. В название мо'.кет, наконец, объединиться и форма, и субстанция (обычно по цвету). Но эти два параметра имени должны как-то согласовываться по смыслу. Такого согласования в вмепи Млечный Путь нет. Ведь молоко — жидкость.

Русский фольклорный образ молочных рек (возможно, рожденный именно Млечным Путем) здесь гораздо уме нее, чем образ пути из молока. Сейчас мы говорим: вод­ ный путь. Но это — образ, вторичное и довольно позднее применение «сухопутного» термина к рекам и морям.

Древние так не говорили.

Реку видели в Млечном Пути многие народы Восток Арабы именовали его просто Нахр 'река’. Река эта могла конкретизироваться. В Индии это было Русло Ганга, в Греции — Эридан (мифическая река). Входящие в на­ звание уточнения отмечали нахождение «реки» на небе (аккад. ‘река неба’, ассир. ‘река великой бездны’, кит.

Тяньхе ‘пебесная река5 ; подобные названия есть в Япо­ нии и Вьетнаме), ее извивающийся характер (ассир.

'змеиная река’) и, конечно же,— ее наполнение (аккад.

‘река сверкающей пыли5; ‘река пыли’ у чукчей и коря­ ков; кит. Инъхе ‘серебряная река5, вьетнам. Song Ngn с тем же смыслом). Еще одпо китайское название Млечн Пути — Синхе, известное также вьетнамцам (Tinh H), значит 'звездная река*. Его, вероятно, следует понимать как ‘река среди звезд’і уточнение имени указывает на ра положенно роки на небе, а не на ее субстанцию. До откр тия Галилея трудно было полагать, что эту субстанцию составляют звезды.

По даппым М. Гладышовой и В. А. Никонова, «речны пазвания Млечкого Пути есть в Индонезии, на острове Тимор, у аборигенов Австралии, а также в Энваториальной Африке и в некоторых языках американских индей­ цев.

Одпако наименование Млечпого Путя именно как «пу ти», как «дороги» оказалось более распространенным, господствуя в Европе, Африке и Америке. Те или иные уточнения отражали приметы этого «пути», но в еще бол шей степени они отражали исторический опыт и реаль­ ные условия жизни людей.

На огромной территории Млечный Путь именуется Соломенной Дорогой. Территория эта вытянута, как отме­ чает В. А. Никонов, «в широтном направлении, на запад достигая Атлантического побережья Африки, на восто­ ке — почти пустыня Гоби в Центральной Азии, ва севе­ ре — Дуная и Кавказского хребта, на юге — Эфиопии» а А вот шведы называют Млечный Путь "Vintergatan — ‘зимняя дорога’. Подобными названиями пользуются ал тайцы: Кардын уолы ‘снеговой путь’ и хакасы; Хыро чолы ‘дорога инея’. Оригинальный, но тоже «снежный»

образ в основе названия Лыжный След, распространенног от Урала до Амура (языки хантов и манси, тунгусские языки).

Оба типа названий дагот Млечному Пути довольно выразительную характеристику: одпа дорога посыпана соломой, а другая — снегом. Но немыслимо поменять эт названия местами. Кочевники Блтцяего Востока (а наи­ менование ‘соломенная дорога5 изначально появилось, по-влднмому, у арабов и от них распространилось среди соседних народов) вели хозяйство, в котором солома им ла весьма существенное значение. Снег же — характер­ ная прямета Севера.

В ряде других названий «покрытие» Млечного Пути было сочтено пылью (древний Аккад и государство инко в Перу, американские индейцы), пеплом либо сверкающ золой (Золотистый Путь у эскимосов и бушменов, Пе­ пельный Путь у индейцев племени дакота), песком (у нем цев), мукой (у венгров, у индейских племен Северной Америки), белой гляной (Южная Америка), даже овцами (Кай жош у киргизов). Тувинское название СыдЗыс оруу звездная дорога1, подобно приведенной выше Звездной Никонов В Реке, первоначально, по-видимому, означало ‘дорога ср ди звезд’. Наличие извивов Млечного Пути отмечено одПроблемы этногеографии Востока, М., 1973, с. 34.

иим из его индийских названий Змеиная Тропа, которое о тень похоже на упоминавшуюся уже Змеиную Репу.

В последнем случае, возможно, произошла контами­ нация двух названий, которая, несомненно, имела место в истории наименования Млечный Путь. «Молочное»

название этого космического объекта било заимствовано римляпами у греков. Плиний пользовался именем Cir­ culus lacteus 'молочный круг’ — буквальным переводом греч. КйхХо^аХахііхй«. Но у римлян было и свое собств ное название, основанное на идее дороги: Via caeJi regia ‘царская дорога неба’.

Свое и заимствованное у греков название соединились получилось алогичное:Via lactis, или Via lac’tea — Млечный Путь. Название это со временем стало астроно­ мическим научным термином — ведь латинский язык в средневековой Европе был языком науки. Это назва­ ние, переведенное па национальные языки, распростра­ нилось по всему свету: англ. Miiky Way, нем. Mjlchstrass фр. Voie lactee, цт. Via 1st tea и др. В русском именовании Млечный Путь отразилась цер;;овн®слпвянская традицияі молоко по-старославяиски млЪко. Впрочем, в 1730 г.

Ангяох Кантевдр еще пе считал нужным подчиаяться этой традиции и писал: «Малые вихри Молочной дороги И хотя ныне название Млечный Путь распространено повсеместно, появилось оно в Древнем Риме. Одинаковы названия могут возникнуть в разных странах независимо друг от друга. Но названия с одинаковыми логическими ошибками — нет.

Небесная дорога, как ото случалось и с небесной реко «огла конкретизироваться самым земным образом.

В названии отмечались не какие-либо черты, присущие этой дороге, а ее функции — реальное либо воображае­ мое использование ее людьин. В этих случаях небесная Дорога получала географическую или историческую при вязку. Так, во многих странах Европы Млечвый Путь именуется Римской Дорогой — ит. Strada di Roma, в Швейцарии Weg uf Rom и т, д., поскольку «все пути ве дут в Рим». Подобные локализации Млечного Пути обыч но связываются со «святыми местами»: ведь путь-то этот все-таки небесный! Засвидетельствовано русское названи 3 Разговоры о множестве миров господина Фонгенелла, ской Академии ааук секретаря,'С фравцузского переве требными примечаниями изъяснил князь Антиох Канте ее в 1730 году. СПб., 1740, о, 145, Иерусалимский Путь, известное также на Украине.

В Турция употребительно і/азвакне Іізсііигуоіи 'дорога паломников’, или Haciyolu 'дорога паломника5, т. е.

путь в Мекку.

Подобным образом норманны толковали Муечный П как ‘тропу духов5, ведущую в Валгаллу (Валп-'саллу) — чертог Одина, где обитали ерои, павшие в бою. У англо саксов название Млечного Пути Watlingslrete связыва­ лось, как сообщает Р. Аллегг, с мифическими великанам веглшггами, сыновьями короля Ветла, по конкретно име лась в виду одноименная дорога в Лондон, якобы соору­ женная этими ветлингамн. В Польше Млечный Путь ча­ сто называют ‘дорогой в Ченстохову’ (изредка — в Кра­ ков, Варшаву).

Вообще, земная «специализация» Млечного Пути да­ леко не всегда получала мифологический оттенок. Венге ское название Cignyok utja ‘цыганскпй путь5, извест­ ное также в Молдавии, просто связывает самый длинны путь с самыми большими охотниками к перемене мест.

Иначе нстолкован Млечный Путь в другом его венгерск названии Hadi ut ja ‘путь войска’. Оно напоминает о пе­ реселении венгров с берегов Волги на их нынешнее мес жительства. В этом переселения, сопровождавшемся бес прерывными войнами, венгры, по преданию, ориентиро вались по Млечвоиу Пути.

И здесь уместно остановиться па самом популярном украинском названии Млечного Пути — Чумацький Шля ‘чумацкий путь’. Но сначала отметим, что благодаря видимому обращению небесной сферы Млечный Путь — в зависимости от времени суток и времени года — молг указывать разные направления, поэтому нас не должно смущать его использование цак ориентира при явно раз­ нонаправленных передвижениях.

Чумаками на Украине называли торговцев, ездивших на телегах (XV — первая половина XIX в.) в Причер­ номорье, преимущественно за солью. Поэтому и назван Чумацький Шлях пногда толкуется, подобно 'соломенвой дороге’, кая характеризующее субстанцию Млечног Пути: путь этот посыпан солію. Но соль была слишком ценным продуктом, чтобы се рассыпать. И народные пр дания, и расположение Млечного Пути свидетельствую что перед нами типичное ориентационное название. Чу­ маки ездили в Крым летом и зимой (весной и осенью до роги были непригодны для поездок), направляясь на юг либо на юго-восток. И именно Зимними вечерами Млечн Путь тянулся о северо-запада на юго-восток. Летом его направленно иное, оо тоже помогало ориентации. Да и долгие летние дни уменьшали необходимость в ночных передвижениях.

Молдавсцое ориентационное название Млечного Пути Каля робилор 'дорога неволышков \ Сколько их, пленных и оторванных от родных мест невольников, было угнано Крымское ханство после жестоких набегов!

А вот весной, в марте-апреле, Млечный Путь направ­ лен по вечерам о севера на юго-запад. Это обстоятельств по объяснению Д. О. Святского, тоже стало основой це­ лой группы названий Млечного Пути. Имеется в виду од но иа самых распространенных его наименований 'пти­ чий путь % используемое на территории ог Балтий­ ского моря до Тянь-Шаня. Это — главное имя «небесно дороги*) у многих финно-угорских и тюркских народов.

Среди многочисленных национальных форм названия представлено и обобщенное 'птичий путь': фин. Linnunrata, эст. Linnulee, мокш. Нармонь к и, башкир. Кош юлы, кирг. Куш жолы, и конкретизированное ‘гусиный путь’:

марийск. Кайьгкко.чбо корно, кома-зырян. Дзодзог туй, эрзян. Вирь мацеенъ ки, удмурт. Луд зазег сюрес, чуваш.

Хуркайнак суле, башкир. К аз юлы, татар. Киек каз юлы;

‘журавлиный путь’: эрзян. Каргонь ки, мокш. Карконь ки. Названия Птичий Путь в. Гусиная Дорога, Журавли­ ная Дорога известны н в русских народных говорах, они есть и в других славянских яаыках, например: пол.

Droga ptasia, укр. Дорога у вирій (вирій — теплые стра­ ны, куда улетают на зиму птицы).

Данное название — тоже ориеитацнопное. Перелетны птицы розвращаютсн весной. И в это время направление Млечного Пути (вечером) хорошо совпадает с их маршру тами. Характерно, что в Западной Европе, где птицы при летают но с юго-запада, а просто с юга, нот названия Птичий Путь, чем тоже доказывается именно «маршрут­ ный') смысл этого названия.

Этот смысл важен для людей сам по себе, и поэтому он‘не требует истолкования субстанции Млечного Пути.

То ли вто бесчисленные стаи птиц, то ли это просто мар­ шрут, дорога птичьих перелетов.

Возникновение и распространение названия Птичий Путь у разных пародов было различным. Близкород­ ственные языка, несомненно, унаследовали его от общи* предков. То обстоятельство, что венгры знали это назва­ ние до XVI в., а теперь его не применяют, свиде­ тельствует о том, что это — общеугрское наименование Название это могло также заимствоваться, переходить и языка в язык. Возможно, так кое-где появились упоми­ навшиеся русские названия, нзятые у финно-угров. Но в данном случав болев вероятен третий путь появления имени — независимое его возникновение у разных наро дов. Связь Млечного Пути с маршрутами перелетных птйц, конечно же, могла быть замечена и закреплена в н звании разными народами. М. Гладыщова привела такое объяснение, записанное от информатора в Польшей «Птицы той дорогой прилетают и улетают».

И не случайно территория, на которой распространи­ лось название Птичий Путь, в основном совпадает с территорией юго-западных «птичьих маршрутов». Поэт в частности, нет основания полагать, что тюрки вэяли эт название у фияно-угров или наоборот. Сходные обсто­ ятельства привели к появлению сходных названий. Здес картина явно отлична от условий появления имени Млечный Путь, которое ве порождалось независимо.

И напрасно М. ладышова связывает название Птичий Путь с названием Дорога Душ (или духов) 4 — тоже до­ вольно распространенным именем Млечного Пути. Это последцео имя, одна из форм мистического осмысления Млечного Пути, ни в коей мере ее могло предшествоват Птичьему Пути. Популярность и география имени Пти­ чий Путь убедительно доказывает, что оно рождено на­ блюдательностью людей, а не их представлениями о за­ гробной жизни, о душах, превратившихся в птиц.

По-иному маршрутная функция блочного Пути пред­ стает в русских названиях Батиева Дорога, Мамаева До­ рога, также Басурманская Дорога. Это название отмечает пе направление иноземного нашествия, а его масштабно и величие последующей победы над захватчиками.

Именования Млечного Пути при всем их невероятно разнообразии никогда не были случайными. Для их поя ления необходимо было сочетание двух признаков — су щсствекпой земной реалии и существенной (в глазах ав­ торов) черты Млечного Пути. Юго-восточное направлен Gladyszoii Млечного Пути заметно не хуже, чем юго-западное. Но поездки чумаков в Крым совершались на гораздо мепын расстояния, чем перелеты птиц в теплые края. Поэтому на званпе Птичий Путь оказалось гораздо более распростра­ ненным, чем Чумацкий Путь.

Новое название могло быть и результатом встреча двух ранее бытовавших названий. Имспно так появилось наиме нование Млечный Путь.

И здесь следует вернуться к реалистическому и рели­ гиозно-мистическому восприятию реалий Млечного Пути Мы уже говорили об втом. Христианство прибавило н длинной цепи названий Млечного Пути немало новых звепьев. Здесь русские названия Моисеева Дорога и Святая Дорога, упр. Божья Дорога (по пей ходит пешком бог и ездыг в огненной колеснице пророк Идья)( лол.

Droga Рапа Jezusa, венг. lezus tja ‘Иисусов путь’ ei обоб­ щенное Isten utja 'божий путь’, нем. Jakobs Weg, фр.

Le Chemiu de St. Jaques, апгл. Way of Saint Jarnos 'путь святого Якова5, пидерл. Hilde Strasee ‘улица святой Гильды’ и т. д.

Разумеется, пи одно из эшх названий, отразивших ьторую волну религиозного влияния на космические наим нования, пе является древнпм. М. Гладыщова показала, что христианские названия Млечного Пути просто выгосннли, зацепили собой старые іімена этого космическо го объекта. Названия, связанные с народными верования­ ми, например фвп. Vainmineu tie ‘путь Вяйпямейнена’, по всей видимости, значительно древнее, хотя ц они вторичны.

«Дорожнме» и «речные» обозначения Млечного Пути н единствеппо возможные его именования. В зависимости о исторического опыта п хозяйственной деятельности на­ рода здесь могли быть отражены п друісе предметы и су­ щества. Весьма красноречивы и этом плаце русское на­ родное название Коромысло и полинезийское обозначение Млечного Пути Длинная Акула.

Владимир Даль среди русских имен Млечного Пути отметил и название Улица. Р. Аллен сообщает о кельтском Arianrod ‘серебряная улица’ и нидерландском VroneldcnStraet ‘женская улица’. Естьи другие названия Млеч­ ного Пути, в которые входит слово улица. Улица — та же дорога, но среди домой, в солении. Это звачит, что по­ нимание Млечного Пути как улицы характеризовало уже не только этот объект, ной прибегающие части небесной с ры, воспринимавшейся, очевидно, как населенный пункт, в котором жилищами были звезды.

Люди видели в Млечном Пути пояс (русское народпо Пояс, лат. Caeli Cinguhim ‘небесный пояс5 ), ленту (Длинная Лента в Сирии, просто Лента у Птоломея), нитку (Ах чібек ‘белая шелковая нитка’ у хакасов), веревку (Золотой Шнур в древнем Вавилоне, Небесный Канат у якутов), шов (Небесным Швом Млечный Путь называ­ ется во всех монгольских языках), трещину (тувин.

Дээр тии ‘небесная трещина3), столб (белорус. БольшойСтолб, ненец. Нув' пуд ‘опора неба5), хребет (Костяк Мира у индейцев Калифорнии), змею (у американских индейцев и на Украине), луч (солнечный у поляков и. мо­ лочный у немцев), облако (острова Самоа), также невод (название подразумевает, что звезды — это рыбы), де­ рево и др. Сноваи спова мы убеждаемся, что небесные и отражают земные заботы я земные интересы людей. Да иначе и быть не могло; ведь имена эти созданы людьми для людей!

Разговор о названиях Млечпого Пути мы начали с греческого Молочного Круга. В этом названии иптсреспо только прилагательное, но и существительное. Все прочие названия объясняли только видимую часть Млечно Пути, а идея круга учитывает и невидимую, констатиру тот факт, что Млечпый Путь охватывает всю небесную сферу, я пе только ее видимую часть.

Таким образом, вто назвапио — свидетельство прони цательности древних греков, их умения наблюдать и об щать. По своей точности Круг — возможно, самое удачн название Млечного Пути. Но оно, как мы знаем, лишь н непродолжительное время попало к римляпам. Названи Млечный Круг употребил в своем «Лексиконе треязычвомл, вышедшем в 1703 г. в Москве, Ф. Поликарпов. Но история распорядилась так, что получило распростране ние имя Млечный Путь — яркое, однако по смыслу одно из наименее удачных названий этого космического объ Говоря о названиях Млечного Пути, мы совсем не уп минали слова Гсиіактика. И это не случайно. Название Галактика извлечено из греческого обозначения Млеч­ ного Пути К-лАос (‘молочный круг’), и па протяжений веков астрономы пользовались им как ссгнопимом имени Млечный Путь. Но в 1784—1785 гг. ан­ глийский астроном Вильям Гершель провел очепь тру­ доемкие подсчоты звезд в разных участках неба и устан вил, Что Млечный Путь — это лишь видимая проекция небесной сфере огромной дискообразной звездной сист куда входит и наше Солнце, и все доступные человече­ скому глезу звезды. Вот главный вывод ученого, как он изложен в 1833 г. его сыном Джоном Гершелм: «Зьезды нами видимые, не разбросаны в пространстве без порядк но образуют слой, которого толщина незначительна в ср нении с длчнои и шириною«.

Вот утот слой, точнее звездная система, и стала имено ваться Галактикой. Ныне названия Галактика и Млечный Путь употребляются уже с разными значениями, обоз­ начая звездную систему и ее видимое с Земли отражение на ночном небе.

Дальнейшая судьба имени Галактика зависела от успе хов астрономии. Сцапала ученые догадывались, а в перв четверти XX в. установили точно, что наша Галактика — далеко не единственная во Вселенной эвездеая система, что их много: миллиарды или даже бесконечно большее количество. Эти эвездные системы вначале называли внегалактическими туманностями, а затем, чтобы подчер нуть их однотиппость с нашей звездной системой, стали именовать галактиками. Идея такого наименования, ны­ не общепринятого, принадлежит американскому астропо Харлоу Шеыли.

Естественно, что, обозначая множество звездных сист слово это перестало быть именем собственным и превра­ тилось в нарицательное, почему и пишется со строчной буквы. Для нашей же звездной системы имя Галактика остается собственным и имеет поэтому прописную букв Такоо употребление термина Галактика вошло в нау­ ку не сразу. Н. А. Морозов,! отстаивавший концепцию множества звездпых систем, в 1911 г. писал: «По строен нашего Млечного Пути мы должны судить и о строении бесчисленности других небесных архипелагов в бесконе ности Вселенной» ь. Позже, в 1924 г., он пользовался уже более близкой к нам терминологией: «Единственную звездную систему, видимую нашим глазом... мы назо­ вем Галактической системой, или просто Галактеей...

Галактическая система видимых нами звезд и туман­ Морозов ностей — копечно, только один из островков безбрежно вселенского океана* ". Далее ученый говорил о бесчис­ морозов II ленности «галактических систем, которые я назвал здесь практике. М., 1911, т. 2, с. 650.

человечества. JI., 1924, с. 18—19.

Звездными Венками, или Островками Вселенского Архи­ пелага» 7. Термина галактика и даже имени Галактика здесь еще нет.

Да и теперь самую знаменитую чужую галактику, с которой и началась внегалактическая агрономия, мы.

по традиции называем туманностью Андромеды. Торшшои туманность (лат. nebula Чумап, облако') астропомы с XVII в. обозначали особый класс «размытых» космиче­ ских объектов. И хотя в XX в. стало совершенно очевчдны что этот термин ошибочно объединил два совершенно раз ных типа объектов — скопления пыли и газов к составе вашей Галактики и звездные системы оа пределами Га­ лактики,— их вродолжали именовать туманностями, раз­ личая лишь по определению: галактическое туманности, внегалактические туманности.

Их и обозначают в астрономии одинаково — порядков номером каталога, которому предшествует буквенный ин декс М (по составленному в 1781 г. Шарлем Мессьо ката­ логу, включавшему 103 туманности и звездных скоплени NGC (указание HaNew General Catalogue — «Новый общи каталог» Джона Дрейера, вышедший в 1887—1908 гг.) либо 1C (Index Catalogue — дополнительные тома к «Новому общему каталогу»), «Новый общий каталог» включил и объекты, отмочен­ ные Ш. Мессье, поэтому посдедние имеют двойные обо­ значения, например: туманность Апдромеды обозначаетс М31 и NGC224, а еще одпа спиральная галакти­ ка — М51 и NGC5194. Для этой последней у астроно­ мов есть и третье обозначение — словесное: галактика Водоворот.

Дело в том, что своеобразие видимой сЬормы некоторы туманностей (и галактических, и внегалактических) по­ родило их словесные наименования, даваемые по сходств с каким-либо предметом. Наименования зти родилпсь как разговорные, порой полушутливые обозначения и до сих нор не имеют статуса официальных названий. Однако в а рономической литературе, особенно оаучяо-полулярпой, они применяются довольно широко.

Вот примеры таких наименований для галактических гуманностей, т. е. туманностей действительных, не явля­ ющихся звездными системами: Америка, Калифорния (похожи на очертания соответствующих участков географичесной карты), Конус, Лагуна, Пеликан, Розетка, Сеть (диффузные туманности); Гантель, Кольцо, Покрывало, Сатурн (похожа па эту планету), Сова, Улитка (планетар­ ные тумаилости); Конская голова, Угольный мешок (тем­ ные туманности). Так могут именоваться, как мы видел и тумаппости внегалактические, т. е. галактики, напри­ мер галактика Сомбреро. Туманности и галактики назы­ ваются также по именам учваых, открывших либо изу­ чивших их, и по созвездиям, в составе которых они вид на небосклоне (туманность Хаббла, две галактики Маффей I и Маффей II, открытые итальянским астрономом Паоло Маффеем, туманность Ориона).

Все эти пазланоя молоды и необязательны. За предел спеццальлой литературы они но вышли. Это не то, что названия Млечного Пуіи, история которых уходит в глу тысячелетий.

Глава III

СОЗВЕЗДИЯ

Галактица не только опоясывает пашу Солнечную си­ стему лентой Млечного Пути, но и окружает ее со всех сторон. Однако при взгляде пе вдоль, а поперек Галакт ки мы впдим отдельные звезды. Звездпые россыпи ноч го неба прихотливы и разнообразны. Глаз наблюда­ тели логко соединяет яркие соседпие звезды во всевозм ные конфигурации, н человеческая мысль давно отобра и закрепила названиями наиболее заметпые из отих кон фигураций. Люди разделили небо на созвездия.

В разных стрэпах и в разпые времена делали это не с сем одинаково. Монгольские ученые XVIII в. насчитыв 23/ созпездий, и, например, Геркулес у них распределял между 19 созвездиями М. Э. Рут сообщила об особых р ских народных созвездиях Девичьи зори, Аршин, Крест Барановск Ивана Великого 2.

Далеко ие Сразу сложились и созвездия, принятые с временной астрономической наукой. Александрийский н методология естественных наук. М., 1966, выц.4. с В кн.: Вопроси ономастики. Свердловск, 1974, № 8/9, астроном Клавдий Птолемей в своем знаменитом «Альма гесте» — звездном каталоге, составленном около 150 г.

н. э., описал 48 созвездий, и это их тесло продержалось до XVI в. Созвездия еще не охватывало всего неба, до­ ступного наблюдателям на северного полушария. Арабск астрономы в своих каталогах систематически перечис­ ляли звезды внутри созвездий и вне их. В XVII в. не­ бесная «жилплощадь» северной полусферы была значите но уплотнена, особенно усилиями польского астронома Яиа Гевелия. Были также выделены либо детализированы созвездия южного неба. Значителен вклад немецкого ас­ тронома Иоганна Байера (1603 г.) и гозже — француза Никола Луи Лакайля (1763 г.).

Успех этих ученых окрылил других составителей 8вездных атласов. Почти в каждом из них авторы помеща какие-то новые созвездия. Но их существование пе оправ дывалось астрономической необходимостью. Поэтому в мае 1922 г. I Конгресс Международного астрономическог союза (MAC), состоявшийся в Риме, отменил все «лишни созвездия, оставив только 88, которые и поныне приняты в астрономии. Для сравнения отметим, что первый русски звездный атлас Корцелия Рейссига, изданный в Петербур ге в 1829 г., содержал 102 созвездия.

И еще одно важное изменение произошло в понимании созвездий. В древности (а ь бытовом представлении и сейчас) это — группы ярких, особо заметных звезд.

Средневековые астрономы сняли ограничения, включив в созвездие все звезды пространства, занимаемого его фи гурой. Но после изобретения телескопа этого оказалось мало. И ныне для астрономов созвездия — определенные участки неба со всем, что на пих находится. Границы уча стков строго определены конгрессом 1922 г.: только тогда закончился, наконец, раздел пеба па созвездия, начав­ шийся в неизмеримо далекой древности.

Само русское слово созвездие — молодое, оно родилос лишь в XVIII в. Антиох Кантемир в 1730 г. писал:

«Астрономы для помоществованияпамятивсе звезды види расположили иа несколько как различные кучки (которые констеллациами назвали) и по местоположению звезд меж собой смежных изобрели им начертания разные».

От латинского слова констеллация (от stea 'звезда’), пере веденного на русский язык, и образовался астроно­ мический термин созвездие.

И уже в Месяцеслове на 1734 г. можно было прочесть:

«Сие собрание звезд, которому для облегчения памяти и некоторой знаемой пещи придано, называется звездной образ, или созвездие». Впрочем, термин с&звеадие встре чался и в 1728 г. Позднее его утверждение в общем закономерно. Обо щающие родовые названия приходят после появления видовых. Но в данном случае приход чересчур запоздал Дело в том, что раньше на Руси понятие «созвездие»

выражали другим словом. Мы говорим сейчас: под знако борьбы, под знаком высокой требовательности. Слово знак эдесь сохранило отзвук смысла ‘созвездие’. Правда знаком называли обычно лишь созвездия зодиакальные.

Астрологические представления о зависимости челове­ ческой судьбы от звезд, деление людей на родившихся знаком Льва», «под знаком Девы», «под знаком Весов»т. д. и отложилось в языке в виде устойчивого сочетани под знаком t утратившего, естественно, какую бы то ни б мистическую окраску.

Каждое созвездие имеет свое название, и споры о пр исхождении этих названий идут не одну сотню лет.

Еще знаменитый арабский астроном X в. ас-Суфи объяснял в своем звездном каталоге: «Всякому созвез­ дию дано имя предмета, на который оно похоже*. Согл шались с этим объяснением далеко не все. Особенно че и горячо свои возражения сформулировал уже в наше Время Н. А. Морозов: «Такого рода обозначения... бы прежде (несмотря на уверсппя Суфв в противном) лить мнемоническими знаками: Овен, погружаясь в пасхальн дни в огонь на костре вечерней зари, напоминал народа что в это время надо было нести в храмы натуральную п виппость — барапов... И лишь немногие фигуры, врод Скорпиона, Трона, Колесницы (т. е. созвездий Кассиоп и Большой Медведицы.— 10. Я.) и Треугольника, могли заимствовать своп названия от предметов, соответствую щих конфигурации их звезда4.

В другом месте И. А. Морозов замечает по поводу зв ной карты Грцнбергера 1609 г.: «На ней вы видите...

пелый ряд страппых зверей о других предметов, никогд не существовавших в глубине неба. Каким образом поНупииа Л. А. Формирование языка русской науки: (Те гия математики, астрономии, географии в первой тре М.; Л.. 1964, с. ІОО.

4 Мерзив Н. А. Хоистос. Кв. 4. Во мгле миыувшего црк с звезд. М.; Л., 1928, с. 259—260.

доли сюда ати странные изображения? Ответ дают во многих случаях сами их названия.

Возьмем, например... хоть фигуру Весов в созвездии того же имени. Зачем попали сюда весы, когда очертания заключающейся в них группы звезд но имеют с этим изме рительным прибором ничего общего? Очень просто. Дело в том, что солнце, всегда движущееся между звездами..

приходит ежегодно в это место, когда па Земле бывает осеннее равноденствие, т. е. день стаповится равеп ночи.

Теперь вы понимаете и смысл поставленной здесь фигуры Первый астроуом, халдей или египтяпин, заметивший такое совпадение, отметил па составленной им карте это место неба фигурой весов, как символом равковесйя дня ночи. Значит, изображение это есть простая надпись н относится, очеридно, к тому отдаленному времени, когда люди в своих записях любили заменять предметы их изо­ бражениями. а идеи — их символами, как здесь идея рав­ новесия дня и ночи представлена весами» ®.

Если отвлечься от частностей (например, таких, как немедленное занесение устаповленпых созвездий на карту: хотя астропомия — самая древняя из наук, между первым и вторым процессом пролегли века, если пе тыся­ челетия), то мысль Н. А. Морозова сводится к тому, что свои названия созвездия получили по каішч-лпбо ас­ социациям с ежегодно повторяющимися земными или не­ бесными событиями. Это — разновидность ассоциации п смежности, т. е. метонимип. Ас-Суфи же считал, что пазваяия созвездиям даны по сходству, т. е. что названия эти — метафоры.

Спор о названиях созвездий сводится, таким образом, к вопросу: метафора или метонимия. При атом учтем, что Н. А. Морозов, отстаивая метонпмическии путь названий, допускал, как мы видели, и возможность неко­ торого количества метафор. Ас-Суфп же, высказавшись з метафору, для отдельных созвездий, в частности зодиакал ных, ее отрицал.

Ответ на поставленный вопрос, естественно, могут дат лишь сами созвездия. Если онн получили свои названия по сходству, то это сходство не может не быть замеченны Если же сходства нет, то остается метонимия.

Ни у Весов, ни у Оена (старое славянское слово овен означает ‘баран’, оно имеет тот же корень, что и овца) * Таи же ка. 1. Небесные вехи аомной истории человече с. 21, 24.

сходства конфигурации звезд с соответствующими пре метами, действительно, нет. В данном случае объяснен Н. А. Морозова, по-в«димому, истинны. Аналогичное о яснение Весов находим и в атласе К. Рейссига 1829 г.!

«Созвездие сие составлено древними па небе для показ равенства дней и ночей, тогда как солнце в тогдашние времена в сем созвездии находилось».

Некоторые авторы, правда, пишут о созвездии Весов что это символ равных прав — знаменитые весы Фемид греческой богини правосудия в. Мифологические интер претации созвездия Овна распространены еще больше:

с ним связывают знаменитое золотое руно, добытое арг тами в Колхиде. Но мы уже видели цену мифологическ интерпретаций старых имен космических объектов.

Между тем в популярных астрономических работах объяснения имен созвездий напоминают учебник антич мифологии Почти для всех имен паходят объяснение в многочисленных мифах о Зевсе, Аполлоне или какихлибо других древнегреческих богах и героях. Но в боль шинстве случаев, а возможно, и во всех, мифологическ интерпретации названий созвездий являются вторичны привнесенными в уже существовавшие имена в античн Греции, а подчас и в более поздние времена. По происх дению же своему имена созвездий, по-видимому, не им ничего общего с античной мифологией, да и вообще с к бы то ни было религиозной системой.

Если рассматривать звездное небо как скопление ми логических персонажей, то вопрос о метафоре и метон снимается: це было никаких ассоциаций пи по сходству ни по смежности. Но коль скоро мы призпаем, что со­ звездия «привнесены» в Грецию, так сказать, уже в гот виде: и выделенными, и названными, а древние греки лишь нарядили их в мифологические одежды, то тогда упомянутый вопрос вновь встает перед нами.

И ответ на него в общем таков: ас-Суфи был прав, среди названий старых созвездий господствует метафо ассоциация по сходству, а метонимия занимает значите но 6ojioo узкое, подчиненное место.

См., папример:

ка и релвтия, 1974, № 12, с. 58.

Ив новейшей литературы см., например, статью:

Сказочный мир созвездий.— Наука и жизнь, 197б, № Как непросто подчас это заметить, видно на примере Большой Медведицы а потому, можно полагать, и самого древнего из выделенн людьми созвездий северного неба. Кто но знает Большой Медведицы! Легко объяснить, почему опа Большаяi есть ведь созвездие Малой Медведицы, поменьше разме­ рами. Но кто знает, почему она — Медведица?

Есть веские основания считать, что имя Медведица существует, по крайпей меро, 100 тыс. лет. Дело в том, чт 100 тысяч лет назад люди в Большой Медведице дойств ли медведицу семь ярких звепд этого сопвоядия имеют разноваправлоп ігые собственные движения, поэтому общая их конфигу­ рация на протяжении веков несколько изменяется.

И сейчас очертания этих звезд с медведем ничего общего имеют, напоминая большой черпак или кастрюлю с руч­ кой, почему и распространено именованно Большой Ковш.

Есть даже веселые стихи по этому поводу:

А вот 100 тыс. лет назад дело обстояло ипачо: фигура ярких звезд созвездия была определенно медвежьей.

Профильный рисуіюк медведя создавался шестью звез дами, а седьмая, Бенетнаш (Г|), как бы привлекала взоры зверя, задравшего морду. И поскольку зверь этот — медведь, то естественно было думать, что смотрел он на медвежонка. Это, может быть, объясняет, почему созве дме оказалось Медведицей, а не Медведем.

Если изложенное предположение верно, то оно озна­ чает, что 100 тыс. лет назад люди уже разговаривали и в 1»і' p*3to Koiimn, Mro«PT«t'v Лл.Врггт л »(XT'. IMS r.

лзыііг uv уже были название мрдирдя. Эго нижний выв поско.ику еиоры о преырші поэішкноиенпн язык« даыг 04VIH. иеструю хронологическую картину II содиездпе Больший Медведицы іюдсііішвіШ: говорить о том. ч.о чгш' вчккий язілккмніік 20тис. или Г*0 тмс. лет назад у нельзя. В то »реяя созвезд ие г вою схоцчоо ьс медведем ти m. и поэтому такое его название иоашіьиуіь ие могли им ИаЭОйшя заезд ис только ркскрынпКп свои секреты при нзыковом их г.яалпзе, но и cooffuiutor кое-какие cic дсшін о ялике.

Прдила, О ГхіТЬЯІОІІ Мечведице гущестиуеі античн миф которым П Ol ptf НИЧИПГН 'ТГЯ популярные- объ IMfn названии. Ксрмнший Соі грокоп Зс-вс иолюСил *;

І.'л ігкую іпшфу lvi.didO. Ревнивая ;нево Зегся Гера пр врати.іа иимфу в медведицу, ио Зевс спас свою возлю ленную. она ertna сшездигп. У медврдііцы-еозвездия сказался дллитоииш хвост, который нииугкдеиы были совать па своих картах астрономы и которого у настоя медалей никогда не было. Но мифологические истолко ние отыскалось и здесь: Зевс забрасывал медведицу І1А.ІЛПСТО яа небо, держа се за хвост, оттого он и вы иудія.

Зто — романтическая сказка Но разве она может объ­ яснить, почему американские индейцы тоже называли эт созвездие Медведем? Ииденское название записано ещо в XVII в,, оно явно самобытно в не шшметполоио у евро пейцев, В ряде языков североамериканских индейцев меднежье» «мн созвездия сохранилось до сих пор, Ы, Гладыпговв обосноаіша предпо.юн.ща сущсствовят педвшкимого от Греции названия МеоседЩи лйГю Мед­ ведь и у елпвлн ь.

Нядо полагать, небесная Медведица существовала задолго до вознркноі.епия мифа о Киллнсто, Каллисто были Аркадии п родила от Зсься сына Аркада.

ІІМСШЮ ИЗ'ЭВ созвучии слов Аркадия, АркоО {одпо про* наведено от другого) п ор»яо;, означавшего и греческо ‘медведь*, бедная Каллисто стала медведицей, в не др яшвотаым. А соль скоро появилась миЬичсскпя медве ца, она «ссоцпнропд.чась с Медведицей небесной: греки очень любпли размещать среди вкезд персонажи свое мнфолоит. Это, видимо, стало у них традиционной фор not1. ЯййОмииаішн звеадиого исба.

Ыыііо общепринятые названия певх 88 созвездий — латинские, П русские научные имена созиездий Нерон, Дельфин это переводы с латинского яаы 1.я. Однлко саот дррипве римляне акали, как об этом у упоминалось, лпгаь 4Ьиз йьше приняты* созвездий. То ятя созвездий и имеют древние имена.

Jlcjopim выделения «старых» созвездий п появления их имел интересна н поучптвльва. Римляне ваяли вс© созвездия и их пмрна у древних греков. При этом имен созвездий бьцт просто переведены с греческого языка лэтянгклй, некоторое нмонв дало ние переводил нако и греки этих имей, до крайней мере большинства из впх, не иридуивдн евмн, а заимствовали вместе с ас номическими сведениями Востока от древних егип фмиикиинев, кг Леспро-Вавштовии.

Мои; по думать, что первоначально небо било разде па созтірйдпя и Двуречье и прилегающих территориях включая Закавказье, Па это указывают ие только исто­ рические свидетельстве, во и гам и квакания созвезди Среди названий старых созвездий 25 взято от имевов яевпотиых, 14—от людей в 9—от неодушевленных пред тов. Волюте количествоtsuepniiux »шен« свидетельствуе 8 С lady-,-сига М. Wied га Judoka о gwiaztlbcb, Wiociaw 2 * a. Ьіі-аеііко об охотничьих и скотоводческих интересах их создателей а сам выбор животных объясняется фауной и природ­ ными условиями Двуречья (с морем на юге и горами на се вере), Здесь встречаемся с такими дикими животными: Во (у древних греков это был просто Зверь; известны также д гие ковкретные названия созвездия—Пантера в Леопард), Заяц, Лее, Большая Медведица, Малая Медведица, Ворон, Лебедь (греки именовали ато созвездие обычно Птица; в поэдних источниках иногда — Курица), Орел, Кит (в менее связанных с морем странах кит превратился в не­ конкретное морское чудовище, что отразилось на рисун­ ках этого созвездия в звездных атласах), Дельфин, Рыбы, Южная Рыба, Змея, Гидра (т. е. водяная змея), Скорпион, Рак.

Характерно и большое разнообразие домашних живот ных, давших имена старым созвездиям. Это Малый Конь, Овен, Телец, Большой Пес, Малый Пес, а также Козерог.

Последнее созвездие именовалось в старину Козлом, Козой, а у арабов Козленком — аль-Джади, На первой русской звездной карте, составленной по указанию Пе­ тра I в 1699 г. И. Ф. Копиевским, созвездие ато значится как Козел, или Кожиротек. Но за созвездием было закреплепо название мгивотного мифического. Влюбленны в Элладу астрономы решили, что это вскормившая Зевса коза Амальтея. Цепная реакция мифологизации привела к диковинным рисункам созвездия в виде существа с козлиной мордой а рыбьим хвостом.

Ещ более существенное изменение претерпело имя созвездий, известного ныне как Пегас. В античной мифо логии крылатый конь Пегас (кстати, на древнейших изо бражениях он был бескрылым) помог герою Персею во вратиться домой после победы над Медузой Горгоной.

Заметив внизу прикованную к скале прекрасную Андро меду, дочь эфиопского царя Цефея и Кассиопеи, оставл ную на растерзание морскому чудовищу — ужасному Киту, Персей победил чудовище, освободил Андромеду и взял ее себе в жены. Все персонажи этого мифа, в том ле и Пегас, стали созвездиями.

Однако древние греки знали в общем-то не созвезди Пегас, а созвездие с/|ішзе, т. е. Конь. Под этим именем уп минают его и Арат (около 270 г. до н. э.), и Птолемей в своем «Альмагесте», созданном около 150 г. е. е. Правд еще Эратосфен около 230 г. до н. а. назвал это созвезди Пегасом, однако это мифологическое имя получило рас­ пространение значительно позже. И соседнее созвездие Малый Конь, также древнее, именем своим противопоста ляется вмекно Коню {Большому КокюУ а не Пегасу.

В Турции и сейчас называют созвездие Пегаса At yildiz (at ‘конь*, yildiz ‘звезда’).

Не исключено, что подобную вторичпую перестройк претерпели также имена созвездий Дракон и Центавр.

Во всяком случае первое вз вих было известно античны астрономам как греч. vOyt«, лат. Anguis, Coluber, Serpen что все означает ‘змея*.

Какие названия людей перешли в древности на созве дия? Помимо имен Близнецы и Дева, являющихся био­ логическими характеристиками человека, перед нами л ди труда, причем преимущественно труда, связанного с ва с животными. Среди созвездий находим охотника {Стрелец), зверолова (Змееносец, у арабов — Закли­ натель змей), скотоводов (Волопас, Возничий) и лишь од­ ного земледельца (Водолей), да и то сомнительного. Дре ние египтяне изображали созвездие Водолей в виде че­ ловека с сосудом в руке. И здесь можно усмотреть указ кониретно на поливное земледелие. Но, может быть, эт просто символ дождя, небесной воды. Сосуд в фигуре с вездия подчас оказывался самым важным элементом:

у римлян Водолей мог обозначаться названием Amphor ‘амфора’, а в звездном каталоге Бируни (около 1030 г.) он указан как Далв — ‘ведро’.

В тех случаях, когда на созвездия были перенесены не нарицательные, а собственные имена людей, созвездия назывались исключительно именами царей и героеві Персей, Цефей, Андромеда, Кассиопея, Геркулес, Орион, Волосы Вероники. Имя последнего созвездия астрономы изредка передают и в более правильном написании — Волосы Вереники, Вереника — так авали жену одного из египетских фараонов, Птолемея Эвергета (III в. до н. э.).

Перед нами, таким образом, редчайший случай отраже­ ния в названии созвездия имени исторического лица.

Благодаря этому обстоятельству устанавливается и время рождения названия. Волосы Вереники — единственное старое созвездие, название которого имеет точную датиро ку (III в. до н. э.).

По преданию, Вереника отрезала свои прекрасные во­ лосы и поместила их в храме Венеры в благодарность бо­ гине за военную победу, дарованную ее мужу ®. Л когда волосы из храма пропали, жрецы (легенда упоминает конкретно Ичреца-астронома Колона) заявили Всренике, что Зевс взял их на небо. Таким образом, название со­ звездия, как остроумно заметил Г. Рей, родилось из ле­ генды о краже. И название ато — отнюдь не самое старое Эратосфен, впервые упомянувший созвездие, связывал его еще с Ариадной, хитроумной спасительницей героя Тесея.

Все имепа созвездий, взятые от нарицательных назва­ ний людей, также имеют свод мифологические расшифро ки. И все эти расшифровки, несомненно, вторичны, что видно хотя бы из того, что одно название может иметь по нескольку разных мифологических интерпретаций. На­ пример, Возничий оказывается то Миртилом, возницей Эномая, то Автомедоном, возницей Ахилла, то сыном Тесея Ипполитом, погибшим па колеснице, то Эрехтеем (или Эрихтопием).

Самую устойчивую мифологическую расшифровку им созвездие Близнецов. Название это издавна отождествля­ ют с сыновьями Зевса Диоскурами — близнецами Поли­ девком (римляне его именовали Поллуксом) и Кастором, которые прославились многими подвигами и братской любовью. Однако в созвездии Близнецов, как показал Г. Pefij конфигурация звезд создает четкий рисунок * Любопытно, что обычай прввооить волосы в gap храму правят у буддистов.

двух человек, взявшихся за руки: имя Близнецы возни­ кает вполне естественно, без помощи мифологии.

И знаменательно, что вторичные мифологические ра шифровки имен созвездий также связывают с царями и роями: ведь античная мифология преимущественно им и занималась. В этой связи возникают серьезные сомне ния и в первичности названий Персей, Цефей, Андромеда и т. д. Возможно, это тоже вторичные расшифровки, по закрепившиеся в списках созвездий.

Существенным представляется тот факт, что за нази ниями созвездий, лзятыми от собственных имен мифич ских героев, стоит их нарицательная интерпретация. Со вершенно ясно это для оозиездия Геркулеса, получивш го свое мифологическое имя лишь в XVI в-, древние гр ки знали созвездие под именем ’Е^оюі, арабы — Джа Оба слова означают ‘коленопреклоненный’ (парицательпое название человека). Имя созвездия Орион — зн чительно древнее. Но тем не менее и греки, и, особенно арабы нередко именовали его просто Великаном, не свя зывая имя созвездия с именем мифического великана, в торого влюбилась богиня утренней зари Эос. Менее яс немифологические имена созвездий Цефея и Кассиопе (у арабов — Горящий и Обладательница трона). У Ан­ дромеды их и вовсе нет. Именования типа Мусалсала ‘з кованная в цепи’ с дведдном каталоге Омара Хайяма и Зло Страждающая Связана на карте И. Ф. Копиевского как будто бы порождены мифом об Андромеде. Впроч ас-Суфи видел схожесть, а не отражение мифа: «... со­ звездие Прикованной Женщины называется так потому что правая рука ее протянута к северу до трех звездоче а другая к югу до спины Северной Рыбы». Вряд ли отн силась к Андромеде и фигура человека в изображениях древнеегипетских 20-го, 27-го и 28-го эвеэдпых декано отождествляемых именно с этим созвездием.

И почти у всех созвездий, имена которых взяты от названий людей, конфигурация звезд, действительно, н поминает человека. А это значит, что имена даны по сх ству, что это — метафоры. В рисунке звезд можно уви деть человека вообще, но нельзя увидеть, скажем, Анд меду. Уже потом мифология дала этим небесным людя конкретные имена. Имена эти и закрепились в ряде слу как основные названия соответствующих созвездий.

Таким образом, среди названий старых созвездий, п изведенных ет обозначений людей, четко различается два пласта — образования от нарицательных и собствен­ ных имен. Пласты th относятся к разным периодам« даже разный эпохам. Здесь мы имеем дело с названиямихронологизаторами, которые адресуются первобытнооб­ щинному строю (производные от имен нарицательных) и зарождающемуся классовому, рабовладельческому стро (производные от имен собственных).

Имена старых созвездий, взятые от названий неоду­ шевленных предметов, обнаруживают гораздо меньше стройности и единства, чем имена по названиям животны и людей. Создается впечатление, что из огромного коли­ чества возможных реалий выбор был сделан только по признаку схожести, хотя избирались общеизвестные и для своего времени важные вещи.

В названиях созвездий представлены различные сферы деятельности человека; искусство (Лира; известно и па­ раллельное «одушевленное» название Ястреб; И. Ф. Колневснип на своей карте обозначил это созвездие так»

«Лыра, ила Сип Падающыи, или Неясыт»), наука (Тре­ угольник), охота или военное дело (Стрела), правление (Северная Корона, Южная Корона; первоисточник назва­ ния — Греч. S-ucfavos — можпо передать и словом Венец как часто называют эти созвездия, а венец в старину был атрибутом не только правителей), экономика (Весы), ре­ лигия (Жертвенник, или Алтарь), быт (Чаша), а также природа (Эридан; у Птолемея это созвездие называлось еще Ihra^, а у арабов Нахр, что значат ‘рена’; нарлдательпое название данной реалии вследствие мифологиче­ ских ассоциаций было заменено именем легендарной рек Эридан).

За исключением Весов, с которыми мы уже знакоми­ лись выше, рисунки всех этих созвездий схожи с предме­ тами, давшими нм свои названия. При этом созвездие Лиры, как заметил Г. Рей, больше похоже па двуструнную цнтру, чем на обычную лиру. Жертвенник тоже соотно­ сится с древеиии формами этого культового предмета, служившего для сжигания даров, приносимых в жертву богам. Н. А. Морозов уточнил, что сияние соседствую­ щего с созвездием Млечного Пути могло дать «мысль об огненных языках на небесном жертвеннике». Назиапие созвездия Алтарь появилось позже, когда духовенство уже пе сживало пожертвования. Созвездие, естественно, ни на какой алтарь не похоже.

Можно полагать, что «вепцше» названия старых соввздий возникли н одновременно и не в одном месте.

Некоторые из них пришли из Месопотамии, пкоторіі родились в Греции.

Остальные 40 созвездий появились на звездных карт лишь в XVI— XVIJI вв. и потому! именуются «новыми История их назвалий сложилась уже совсем по-другому Развитие торговли п мореплавания, эпоха великих гео­ графических открытий в XVI в. вызвала потребность в точной ориентации среди звезд южного неба. В связи с этим на юге выделяются новые созвездия, которых не знали древние астрономы.

Южный Крест, самое знаменитое созвездие южного неба, был таі{ назван из-за своей выразительной кресто образной формы еще в 1520 г., во время кругосветного плавания Магеллана. Этот участок неба был известен, впрочем, еще древним Грекам, которые включали его в став созвездия Центавра. Здесь располагались поги Центавра, и, например, Бируни в своем звездном катало 1030 г. именует звезду Лкрукс, ярчайшую в Южном Кре те, ‘правое копыто’. Развитие мореплавания ’заставило Центавра освободить место для пового созвездия.

Ксгагн, определение Южный было введено в его наз­ вание для того, чтобы отличить это созвездие от другог небесного Креста, как именуют иногда созвездие Лебедя Вообще, такое определение прибавляется к названиям южпых созвездий только для различения, т. е. в тех слу чаях, когда аналогичное название уя;е существует на се верном полушарии звездного неба.

Первую волну новых созвездий научно закрепил, вве в астрономический обиход Иоганн Байер, поместив зти созвездия в своем атласе «Уранометрия» в 1603 г. Байе использовал данные мореплавателей, но и сам выделил и назвал некоторые созвездия. Всего со времен Байера карта южного неба сохранила до сих нор, помимо Крес 12 созвездий. И знаменательно, что почти все опи носят названия животных. Это — дань традиции, когда назва­ ния Созвездий имели, как мы уже знаем, скотоводческо происхождение и потому часто получали свои имена от названий животных. Но сам выбор животных для наиме нования созвездий отражает теперь южную экзотику, чудеса «заморских территорий». Появились созвездия Райская Птица (это со8вездае тоже было известно задолг до Байера),1 Тукан, Павлин, Хамелеощ Летучая Рыба, Золотая Рыба (раньше это созвездие именовалось без пе ревода Дорадо, а также Меч-Рыба, или, тоже без перево­ да, Ксифиас).

Наряду с этими названиями в XVI—XVII вв. созвез­ дия получили наименования Журавль и Голубь. Созвездие Южная Гидра, ила Южный Змей, было давно известно.

Речь идет о старой созвездии Гидра, под влиянием кото* рого и появились приведенные названия. Кстати, по-ла­ тыни имена этих двух созвездий различаются не определ нием, а родом. Название старого созвездия употребляетс в женском роде — Hydra, а название нового созвездия в мужском родез Hydrus. Поэтому М. Хотинский обозна­ чил последнее в 1849 г. так: «созвездие Самца Гидры».

Видимо, справедливо жаловался Джон Гершель: «...бе конечные змеи извиваются длинными кольцами, удержат которые не в состоянии никакая память, на всей прост­ ранстве небосвода». Но очепь уж привлекала ассоциация звеадной цепочки с извивами пресмыкающихся — поэто му в атласе Байера появилось еще одно название со сло­ вом «змей».

Какое-то сходство, подчас весьма проблематичное, ес и в остальных названных созвездиях. Исключения состав ляют лишь созвездия Райская Птица и Хамелеон. Со­ звездие Хамелеон, возможно, получило имя из-за своей кажущейся изменчивости (в связи с атмосферными усло виями) в период первых наблюдений.

Сходство, причем хорошо заметное, есть в созвездии Феникс, в очертании которого, как это показал Г. Рей, проступает фигура диковинной птицы. Именно так тепер изображают это созвевдие все наши звездные карты, в то числе школьные. Ну, а фантазия моряков пригнала в пти це именно птицу из сказки — феникс. Однако сам факт появления этого созвездия обусловлен тяготением к эк­ зотике, а также влиянием мифологической традиции, за­ крепившейся в старых созвездиях.

Только одно бейеровское созвездие получило названи человека. Это — созвездие Индеец. Название правильнее было бы писать Индиец, поскольку первоначально оно подразумевало жителя Индии, а не Америки! латинская его форма — iBdus. Но в рисунках созвездия составител атласов отдали предпочтение более колоритным уборам американских индейцев. Это привело к переосмыслению названия; появилась современная его русская форма — Индеец.

Еще одно созвездие было названо по образуемой ап геометрической фигурез Южный Треугольник. Форма С08ве8дия столь ндвусиысл Ено подсказывала его обо начение, что «звериная» традиция здесь была нарушена.

Со временем количество новых созвездий стало воз­ растать. В 1624 г. на звездной карте Якова Барчиуса по­ явилось околополярное созвездие Жираф, пополнившее собой список экзотических животных. Этот же немецкий астроном ввел и созвездие Едино-рог, использовав назва­ ние еще одного животного, на этот раз сказочного. Англ чанин Эдмунд Галлей в 1678 г. назвал созвездие в южно небе Муха — так среди созвездий оказалось единствен­ ное насекомое.

Дальнейшее именование созвездий связано с деятель­ ностью польского астронома Яна Гевелия (1611—1687) в французского астронома Никола Луи Лакайля (1713— 1762).

Гевелий скрупулезно описал все северное небо (его обсерватория находилась в Гданьске), введя новые созве дня для тех участков неба, которые не были обозначены.

Каталог Гевелия, уже после смерти выдающегося астро­ нома, был издан в 1687 г. его женой Эльжбетой. Из вве­ денных Гевелием новых созвездий до настоящего времен сохранилось семь: Малый Лев (возле созвездия Льва), Гончие Псы10 (возле созвездия Большой Медведицы:

псы нападают на медведицу), Рысь (малозаметное созвез дие, и чтобы увидеть его, объяснял сам Гевелий, нужно иметь рысьи глаза), Листка (расположено возле созвез­ дия Орла — тоже хищника), Ящерица (маленькое со­ звездие, поэтому на карте не хватило места для изображ ния более крупного животного), Щит (Гевелий посвятил »то созвездие польскому королю Яну Собесскому, знаме нитому полководцу, и назвал его Щит Собесского, одпако позже астрономы изменили это название: щит остался безымянным) и Секстант (этим названием Гевелий увеко вечил свой любимый астрономический прибор, сгоревш вместе с его обсерваторией в 1679 г.).

Как видим, в основном, Гевелий продолжил в назва­ ниях созвездий «звериную» традицию, хотя никакой по­ гони за 8К80ТИК0Й у него уже нет — он ориентировал на обычных, хорошо всем известных животных. В двух м Астрономы XIX в., когда научные наэвавия созвездий устоялись, называли по-русски это созвездие также случаях Гевелий воспользовался названиями предметов Вводя свои названия, Гевелий фактически совсем не при нимал во внимание принципа сходства. С этой точки ар еня, все его наименования являются произвольными, so каждое название имело, по крайней мере в глазах сам го Гевелия, какое-то обоснование.

Гевелюо иногда приписывают авторство еще некото­ рых названий созвездий, например Единорога, принад­ лежавшее на самом деле Барчиусу. Однако гравюра 1687 г., изображающая Гевелия вместе со всеми введен­ ными им созвездиями, не содержит иных, кроме указан­ ных выше.

Совсем иначе подошел к наречению новых созвездий Лакайль. Он дал систематическое описание южного неб как Гевелий сделал это для северного полушария. Его ка талог «Южное звездное небо» вышел, тоже посмертно, в 1763 г., хотя предварительные публикации появились уже в 1752 г. Лакайлю также пришлось вводить новые созвездия. Доныне сохранилось 14 предложенных им со звездий вместе с их названиями.

И все же созвездия его во славу науки и искусства по сили названия конкретных предметов, приборов и инст­ рументов: Телескоп, Октант, Циркуль, Наугольник (ра­ нее Угломер и Линейка или Линейка и Наугольник), Часы (ранее Часы с маятником или Часы с отвесом), Микроскоп, Насос (первоначально Воздушный Насос), Печь (первона­ чально Химическая Печь и даре Химический Снаряд:

речь идет о приборе в химической лаборатории), Сеть или Сетка (рапее Ромбоидальная Сеть; поблизости нахо­ дится созвездие Золотой Рыбы), Резец, а также Столовая Гора (в честь пункта па мысе Доброй Надежды, где Ла­ кайль производил свои наблюдения).

Лакайль ввел два названия созвездий, которые теперь именуются Живописец и Скульптор. Однако это поздней­ шая трансформация назвапий. Лакайль и здесь не отсту пил от своего принципа наименования, дав зтим созвезд ям названия Живописный Станок и Ваятельный Прибор, как они переданы в 1829 г. К. Рейссигом, или Мольберт Живописца и Мастерская Ваятеля, как их в 1849 г. обоз­ начил М. Хотипский. Позже, в практическом употребле нии, эти названия, подобно целому ряду других, сократ лись, стали однословными.

Принципа сходства Лакайль, как н Гевелий, не при­ держивался, поэтому о сходстве можно говорить лишь в названии созвездия Циркуль. Названия приборов и предметов из разных отраслей ыауни и искусства брал произвольно, лишь заботясь о том, чтобы по ности были охвачены разные науки и разные виды кусства.

Известное еще древним знатокам небесных свети ромное южное созвездие Корабль, или Корабль Арго, было разделено на четыре созвездия. Эти созвезд кайль назвал! Киль, Корма, Паруса и Компас. Но права вполпе самостоятельного созвездия ученый дал ли Компасу. Созвездия же Киль, Корма и Паруса осталась в созвездии Корабль Арго. Поэтому в литературе XIX в фигурирует два созвездия — Компас (новое) и Корабль Арго (старое). Окончательный раздел последнего на созвездия был совершен только в 1922 г. на I ко Международного астрономического союза.

Лакайль — последняя значительная фигура в ист рии номинации новых созвездий. До 1922 г., как ем, новых созвездий было больше. Срсдп упраздне созвездий Дуб Карла. Его установил в 1678 г. Галлей дабы увековечить «чудесное спасеппе английского Карла II от солдат Кромвеля в дупле дуба», но Г Мухе повезло больше, чем этому названию. Через д лот немецкий астроном Готфрид Кирх выделил созв также с «августейшим» назвапием — Бранденбургский Скипетр.

Особенно много новых созвездий появилось в ко XVIII в. Австрийский астроном Максимилиан Гелль в 1781 г. посвятил английскому королю Георгу II дие Арфа Георга, а другое — Гершелев Телескоп (или Гершелееа Труба) — знаменитому Вильяму Гершелю, созда­ телю лучших для своего времени телескопов. Поль астроном Почобут ввел в 1777 г. созвездие Вол Пон ского, которым хотел увековечить нмя польского кор Станислава Понятовского. Список «королевских» с дий пополнил в 1790 г. немецкий астроном Иоганн попытавшись прославить прусского кайзера Фридри созвездием Регалии Фридриха. Латинское пазвавие этого исчезнувшего созвездия Frederici Honores по-рус редавали еще сочетаниями Фридрихова Слава и Фридри­ хова Честь. Впрочем, Боде, действуя в духе Лакайля, дал должное и технике: он выделил также созвезд пографский Станок и Электрическая Машина.

Гораздо скромнее именовались созвездия, предл ные французскими астрономами. Пьер Лемопье после вал старой традиции, называя созвездия различным дами животных. В 1776 г. он ввел созвездия Лось ( вероятно, не знал, что многие народы именуют так шую Медведицу) а Птица Яустннник. Лаланд отдал предпочтение технике. Он — автор новых созвездий душный Шар и Квадрант. Под конец своей научной дея­ тельности этот знаменитый астроном, впрочем, вве и созвездие Кошка, обосновав это название довольно роумно, но и весьма субъективно1. «Я очень люблю и позволяю этому рисунку царапаться на карте». Ж Лаланду принадлежит еще одно «отмененное» созвез В 1775 г. он ввел созвездие Хранитель Урожая, или, ин че, Мессье. Французский астроном Шарль Мессье ( 1817), известный нам как составитель каталога ту тей, был прежде всего знаменит как «охотник за к ми». Он и каталог свой составил для того, чтобы ности не мешали ему «ловить» кометы. Латинское н ние созвездия Custos Messium (К. Рейссиг передал словами Жатвенный Страж) перекликалось с фамилией астронома. Это была игра слов. Созвездие посвяща Мессье, и Лаланд высказал в этом имени пожелание своему другу собрать хороший урожай комет.

Разумеется, отмена этих созвездий (всего в отказались от 27 созвездий) объяснялась, прежде отсутствием надобности в них. Но в некоторых слу сыграли свою роль и неудачные имена.

К чести астрономов надо сказать, что они отве и многочисленные попытки переименовать созвездия Вот как повествует об этом статья «О неподвижных дах», опубликованная в Месяцеслове на 1734 г.! « торые уже давно хотели помянутые образы (созвезд Ю. К.) и их имена переменить, из которых первый бы в осьмом веке, аглинский священник Веда, который надцати небесным знакам (зодиакальным созвездиям Ю. К.) имена из библии дал. По его примеру назвал торый аугсбургский ученый, Юлий Шиллер, в 1627 г и все прочие звезды библейскими именами, употреб вместо Овна имя Апостола Петра, вместо Лиры Ясли Христовы и пр. Эргард Вейгелий, енский (т. е. ие Ю. К.) профессор, разделил звездным образам гербы соких европейских государей; например, Великого ведя переменил он на Дацкого Слона... Но разумн астрономы такими предприятиями всегда недовольн были, а особливо Коперник, Тихон, Рикциов (т. е Враге и Риччоли.—Ю.КЛя др.»11. Упомянутый здесь Э Вейгель жил в XVII в. Но и значительно позже, у чале XIX в., льстивые и своекорыстные люди хоте реименовать Орион в созвездие Наполеона. Ученые прежде всего французские, не разрешили этого сд Научная система наименований созвездий — дале не единственная. Как известно, есть и множество ных названий. Выделение примечательных небесных гур диктовалось практическими потребностями: но они помогали ориентироваться в пространстве и о лять время. Для удовлетворения этих потребносте нужно было делить на созвездия все небо, как эт астропомы. Достаточно было знать наиболее яркие метные, легче всего находимые группы звезд в ра частях неба. Народная астрономия во всех страна верного полушария выделяет прежде всею Большую Медведицу (ее Ковш) и Ориоо (или его Пояс). К п но присоединяется Малая Медведица и некоторые ( разных странах разные) друтие созвездия.

Русский народ знал еще созвездия Лебедь, Касс Волопас, Дельфин, Дракон, Пегас, Орел, Близнецы Волосы Вереники. Впрочем, эти данные неполные и совсем достоверные. Русская народная астрономия чена в общем-то плохо. Тщательно исследоваппая ская народная астрономия оперировала, как оказа всеми теми созвездиями, что и русская (кроме Ра также созвездиями Лира, Персей, Северная Корона Возничий, Водолей, Гидра, Телец, Рыбы п.

Pages:   || 2 | 3 |